Гадание на таро. Искусство и Дьявол

источник: А. Кроули "Книга Тота"

Искусство


Таро

Эта карта дополняет и завершает карту Близнецов. Она относится к знаку Стрельца, который в Зодиаке противоположен Близнецам и потому, "другим манером", един с ними "Стрелец" – это лучник, и сама карта (в ее простейшей и самой примитивной форме) изображает Диану–Охотницу. Диана в первую очередь – одна из лунных богинь, хотя римляне, пожалуй, понизили ее в ранге по сравнению с греческой "девой Артемидой", которая также Великая Мать Плодородия, Многогрудая Диана Эфесская. Связь между Луной и Охотницей подчеркивает форма лука, а оккультный знак Стрельца – стрела, пронзающая радугу, последние три пути Древа Жизни составляют слово К е ш е т, то есть "радуга", и Стрелец держит стрелу, которая пронзает радугу, ибо этот путь ведет от Луны Иесод к Солнцу Тифарет. (Это объяснение очень сложно, но необходимо, поскольку данная карта представляет важную научную формулу, невыразимую на общепонятном языке.)


На карте изображено завершение Королевской Свадьбы. Черные и белые персонажи теперь объединились в одну андрогинную фигуру. Даже Пчелы и Змеи на их одеяниях заключили союз. Красный Лев стал белым, увеличившись в размере и важности, в то время как Белый Орел, тоже выросший, стал красным. Он обменял свою красную кровь на ее белую клейковину (эти термины невозможно объяснить тому, кто не продвинулся в изучении алхимии достаточно далеко).


Равновесие и взаимообмен вполне выражены и в центральной фигуре карты; у белой женщины теперь черное ожерелье, а у черного короля – белое. У нее золотая корона с серебряным обручем, у него – серебряная с золотым; белая голова справа проявляет себя в действии через белую руку слева, которая держит чашу с белой клейковиной, у черной же головы слева есть черная рука справа; она держит копье, которое превратилось в факел и изливает горящую кровь. Огонь зажигает воду, вода гасит огонь.


Одеяние андрогинной фигуры – зеленое, и этот цвет символизирует рост растений: еще одна алхимическая аллегория. В символизме отцов науки все "актуальные" объекты рассматривались как мертвые; сложность трансмутации металлов заключалась в том, что они по природе своей являются экскрементами, поскольку не растут. Первой задачей алхимии было поднять минерал до уровня растительной жизни; адепты считали, что для этого следовало подражать природным процессам. Алхимическая очистка, например, не должна была выполняться путем нагревания вещества в реторте на огне; ей надлежало произойти естественно, даже если для завершения Делания потребовались бы месяцы. (В тот период развития цивилизации месяцы еще были в распоряжении пытливых умов.)


Из–за этого–то недопонимания сейчас многое объявляют "невежеством" – причем как раз те люди, которые сами невежественны относительно идей мыслителей прошлого. В нижней части данной карты, например, видны гармонично смешанные Огонь и Вода. Но это лишь грубый символ духовной идеи, суть которой – удовлетворение желания неполного элемента одного рода завершить свою формулу, ассимилировав равное и противоположное.

Итак, эта стадия Великого Делания заключалась в смешении противоречивых элементов в алхимическом котле. Последний изображен здесь золотым, или солнечным, поскольку Солнце есть Отец всякой Жизни и (в частности) руководит очисткой. Плодородие Земли поддерживается дождем и солнцем; образование дождя – процесс медленный и мягкий, он нуждается в содействии воздуха, который алхимически сам является плодом Свадьбы Огня и Воды. Формула же продолжающейся жизни – это смерть, или гниение. Здесь оно символизируется на котле – вороном, усевшимся на черепе. Если употребить сельскохозяйственный термин, это земля под паром.

Есть одно особое толкование этой карты, которое могут понять только Посвященные; в нем содержится практическая магическая формула, настолько важная, что ее невозможно передавать открыто.

Как результат выполненной операции, из котла поднимается луч света, который превращается в две радуги; они образуют плащ андрогинной фигуры. В центре луча видна летящая вверх стрела. Она связана с общим символизмом, о котором уже говорилось: результат Великого Делания становится духовным.


Радуга, кроме того, символизирует еще одну стадию алхимического процесса. В определенный период, как результат гниения, наблюдается феномен многоцветных огней (с этим связана "одежда разноцветная", которую, по преданию, носили Иосиф и Иисус.


Если суммировать, вся эта карта представляет скрытое содержание Яйца. Это та же формула, но на более поздней стадии. Изначальная двойственность полностью компенсирована; но после рождения наступает рост; после роста – созревание, а после созревания – очищение.


Итак, в этой карте уже предвосхищается заключительная стадия Великого Делания. Позади фигуры виден ореол, сливающийся с радужным сиянием над двумя радугами–близнецами. На ореоле надпись: VISITA INTERIORA TERRAE RECTIFICANDO INVENIES OCCULTUM LAPIDEM.

Это означает: "Посети внутренние части Земли: выпрямлением найдешь скрытый камень".

Этот "скрытый камень" также называют Универсальным Лекарством. Иногда его описывают как камень, иногда как порошок, иногда как настойку. Он также делится на две формы, золотую и серебряную, красную и белую; но его сущность всегда одна и та же, и его природу нельзя понять иначе, как на опыте. Алхимики имели дело с субстанциями на самой границе "материи", поэтому–то их так трудно понимать. Предметом современных химии и физики является то, что называется "изучением мертвых вещей"; ибо подлинное различие между вещами живыми и мертвыми заключается прежде всего в их поведении. Оно не имеет ничего общего с сульфатами водорода, железа или меди, как можно было бы заключить из современного словоупотребления. Это слово обозначает сбалансированное сочетание трех алхимических принципов – Сульфура, Меркурия и Соли.


Совет "посетить внутренность Земли" – это обобщение (на более высоком уровне) первой формулы Делания, тема которой постоянно затрагивается в наших эссе.


Особенно важным словом этого предписания является RECTIFICANDO; подразумевается верное направление новой живой субстанции по пути Истинной Воли. Камень Философов, или Универсальное Лекарство, должен быть талисманом, применяемым при любом событии, совершенно гибким и совершенно жестким сосудом Истинной Воли алхимика. Он должен оплодотворять Орфическое Яйцо и приводить его к проявленной Жизни.


Крайне важна Стрела – и в этой карте, и в Ату VI. Стрела – это, фактически, простейший и самый чистый срез Меркурия, символ направленной Воли. Этот факт подчеркивается в Четвертом Э т и р е "Видения и Голоса".


Таро 2

Дьявол


Эта карта соответствует букве Айн, название которой означает "глаз", а в Зодиаке – Козерогу. В Темные Века христианства ее совершенно неправильно понимали. Элифас Леви изучил эту карту очень глубоко, поскольку она связана с церемониальной магией, его любимым предметом, и нарисовал ее заново, отождествив с Б а ф о м е т о м, ослиноголовым идолом Рыцарей–Храмовников.


В то время археологические исследования еще не продвинулись очень далеко и природу Б а ф о м е т а понимали недостаточно. Но, по крайней мере, Леви удалось опознать в козле, изображенном на карте, бога Пана.

На Древе Жизни Ату XIII и XV расположены симметрично; они ведут от Тифарет, человеческого сознания, к сферам, в которых развиваются Мысль (с одной стороны) и Блаженство (с другой). Между ними находится Ату XIV, который ведет к сфере, где формулируется Существование. Таким образом, эти три карты можно суммировать как иероглиф процессов проявления идеи как формы. Карта XV представляет созидательную энергию в ее наиболее материальной форме; в Зодиаке Козерог занимает Зенит. Это самый высокий из знаков: козел, прыгающий с вожделением на земные вершины. Знак управляется Сатурном, отвечающим за самость и вечность, экзальтирован же в нем Марс, демонстрирующий в лучшем виде огненную, материальную энергию творения. Карта представляет Пана Пангенетора, Всезачинающего. Это Древо Жизни, видимое на фоне исключительно тонких, сложных и фантастических форм безумия, божественного весеннего безумия, уже различимого в созерцательном безумии зимы, ибо Солнце, входя в этот знак, поворачивает к Северу. Корни Древа сделаны прозрачными, чтобы было видно, как скачет внутри сок; перед Древом стоит гималайский козел с глазом во лбу, представляющий бога Пана на высочайших и самых тайных горах Земли. Его созидательная энергия скрыта из виду символом Жезла Старшего Адепта, увенчанного крылатым шаром и змеями–близнецами Гора и Осириса.


"Услышь меня, Владыка Звезд,

Ибо тебе поклонялся я всегда

Пятнами, печалями и шрамами,

Радостными, радостными усилиями.

Услышь меня, о лилейно–белый козел,

Ломкий, как чаща шипов,

С златым воротником на горле,

С алым луком рогов."


Знак Козерога груб, резок, темен, даже слеп; творческий импульс не принимает в расчет резонов, обычаев или предвидений. Он божественно беспринципен и возвышенно беззаботен по поводу результата. "У тебя нет иного права, кроме как творить свою волю. Делай так, и никто другой не скажет "нет". Ибо чистая воля, не смягченная умыслом, свободная от вожделения результата, совершенна во всех отношениях".


Далее следует отметить, что ствол Древа пронзает небеса; в самом верху показано кольцо тела Н у и т. А древко Жезла опускается вниз, прямо к центру Земли. "Если поднимаю голову мою, я и моя Н у и т – одно. Если опускаю голову мою и выплевываю яд, тогда восторг Земли, тогда я и Земля – одно". Итак, формула этой карты – совершенное уважение ко всему живому. Ее персонаж радуется неровному и бесплодному не меньше, чем гладкому и плодородному. Все вещи в равной степени восхищают его. Он находит экстаз в каждом явлении, каким бы по природе отвратительным оно ни было. Он превосходит все ограничения; он – Пан; он – Всё.


Очень важно отметить некоторые другие соответствия. В еврейском алфавите есть три полугласных буквы: Алеф, Йод и Айн, и из них состоит тайное имя Бога – И А О. Соответствующие три Ату – IX, 0 и XV – таким образом, предлагают тройственное объяснение мужской созидательной энергии, но последняя карта особенно изображает мужскую энергию в ее самой мужской форме. Сатурн, ее управитель, – это Сет, ослиноголовый бог египетских пустынь; бог юга. Его имя родственно всем именам богов, содержащих те же согласные. Это, например, Шайтан, или" Сатана. В его символизме особенно важна среда – бесплодные места, особенно возвышенности. Точную параллель составляет культ гор. Ветхий Завет полон нападок на царей, совершавших поклонение на "высоких холмах" и это при том, что сам Сион был горой! Такое ощущение местности сохранялось до времен ведьмовских шабашей, которые проводились по возможности на отдаленных горах, если же таковых не было – то хотя бы в диком месте, не оскверненном хитростью человеческой.

Заметьте, что Шаббатай, "сфера Сатурна", и есть шабаш. Исторически враждебность к ведьмам восходит к страху перед евреями, чьи ритуалы, вытесненные христианскими формами Магии, стали восприниматься как таинственные и ужасные. Панически предполагалось, что евреи крали христианских детей, приносили их в жертву и ели. Это верование сохраняется и по сей день.


В каждом символе этой карты – намек на самое высокое и самое отдаленное. Даже рога козла имеют спиральную форму, изображая движение всепроникающей энергии. Зороастр определяет Бога как "обладающего спиральной силой". Сравните с этим более поздние, пусть даже и менее глубокие писания Эйнштейна.


Сравните Сатурн на одном конце цепи Семи Священных Странников с Луной на другом: старик и девушка; см. "Формулу Тетраграмматона". Они связаны так сильно, как никакие другие две планеты, поскольку 3 = 9, и каждый содержит в себе крайности своей собственной идеи.


© www.astrocentr.ru 2005–2024
Гадание на таро. Искусство и Дьявол