Гадание на таро. Таро и путешествие героя (3)

источник: Хайо Банцхаф "Таро и путешествие героя"

Небесный отец

таро

Маг – это воплощение активного, творческого начала. Он символизирует солярное сознание, выводящее все на свет Божий, стремящееся к ясности и однозначности. На карте он изображен в позе мастера, действующего не своей силой, а получающего энергию свыше и применяющего ее на земле. Эту связь между "тем, что наверху, и тем, что внизу" выражают также его магический жезл и лежащая восьмерка, символ бесконечности (лемниската). Она олицетворяет связь между мирами и постоянный обмен энергиями между ними.

Четырехугольный стол, соответственно символике числа Четыре, символизирует земную реальность. На столе лежат символы четырех мастей Таро: жезл и кубок и монета, соответствующие четырем стихиям – огню, воздуху, воде и земле. Собранные вместе, они олицетворяют целостность Творения, потому что по античным представлением все состоит из этих четырех стихий. На этой карте они обозначают задачи Мага, точнее говоря, те задания, ради выполнения которых он воплотился в этой жизни. Таким образом сама карта символизирует волю и силу, необходимую для выполнения жизненных задач, а тем самым и достижения целостности.


О том, что Маг – не шарлатан и не халтурщик, а действительно человек, способный выполнить высокую задачу, свидетельствуют алые розы (божественная любовь), белые лилии (душевная чистота) и золотой фон рисунка, означающий в Таро Р а й д е р а – У э й т а "благородные помыслы".


Ключевые слова к карте Мага:


Архетип – творец, мастер;

Задача – активность, инициатива, стимул, постановка и решение задачи;

Цель – мастерство, самореализация, познание;

Риск – впасть в манию величия, в мечты о всемогуществе, в шарлатанство;

Жизнеощущение – уверенность в себе, огромный потенциал.

Небесная мать

таро 2

Жрица, в противоположность Магу, олицетворяет пассивное, воспринимающее начало. Она означает терпение и готовность предать себя высшему водительству, дождаться того единственного момента, когда придет необходимый импульс. Она знает, что "всему есть время свое", и поэтому не вмешивается в ход событий, позволяя всему идти своим чередом. Таким образом, эта карта выражает доверие ко внутреннему голосу, указывающему нам путь и всегда точно сообщающему, нужно ли нам что–то делать, и если да, то когда и как.


Верховная жрица сидит между двух столбов, как бы открывающихся к верху: они символизируют ее готовность принимать и воспринимать. На них нанесены буквы В и J, напоминающие о первом иерусалимском храме, возведенном еще Соломоном: царь устроил там два столба, "один по правую сторону, другой по левую. Первоначальное значение этих столбов и их названий давно забыто, хотя спекуляций на эту тему также существует множество. Особой популярностью они пользовались у масонов. На втором Аркане Таро эти столбы изображены черным и белым, что должно означать принципиальную полярность – например, дня и ночи, лета и зимы, сознательного и бессознательного. Трон Жрицы расположен между этих двух полюсов, поскольку оба они для нее равнозначны. Она отделяет их один от другого, но не предполагает ни одного из них, зная, что лишь вместе они составляют целое. Тот, кто рассматривает их как противоположности, не только утрачивает эту первоначальную целостность, но и обретает вместо однозначности односторонность. Бог Ваал был супругом великой хананейской богини Астарты, почитавшейся как богиня Луны, то есть ночи, а древнееврейский Я г в е (Иегова) считался богом света, боровшийся, как И все древние божества, с силами тьмы.


На этой карте обе силы представлены наравне, потому что на самом глубоком (или на самом высоком) уровне любое противопоставление – света и тьмы, добра и зла, бога и дьявола, жизни и смерти – бессмысленно, ибо нереально. В глубине души мы ощущаем эту целостность, достигаемую лишь за пределами этих привычных оценок и разграничений, там, где совершается алхимическая свадьба Света и Тьмы. Понимание этого, знание этой всеобъемлющей целостности и есть та присущая Жрице "мудрость лона", которую символизирует на рисунке свиток Торы, книги божественного Закона, лежащий у нее на коленях. При этом для Жрицы, как и для Богородицы, важна не буква, а дух Закона, его подлинный смысл, скрытый за словами, как сказано в рождественском чтении: "А Мария сохранила все слова сии, слагая в сердце своем".


Ту же мысль выражает и венец на голове Жрицы, символизирующей три фазы Луны – растущую, полную и убывающую, то есть не только цикличность бытия, но и лунарное сознание, олицетворяемое этой картой. Это – отраженный свет Луны, хотя и не позволяющий ясно разглядеть все, как при свете Солнца, зато проникающий в темные уголки, скрытые от солярного сознания, потому что после восхода они исчезают. Таким образом, Жрица символизирует миры видений и вещих снов, предчувствий и интуитивных открытий истины. Это – источник глубочайшего вдохновения, бурлящий тем сильнее, чем больше мы абстрагируемся от дневного сознания, погружаясь, так сказать, "в сумеречное состояние".


Ключевые слова к карте Жрицы:


Архетип – Царица небесная;

Задача – терпеливое ожидание импульса (извне или изнутри), единственного момента, готовность к восприятию;

Сущность, цель – интуитивная уверенность, глубокое понимание, проникновение в суть, осознание видений, предчувствие развития;

Событий риск – возможны бегство от действительности, маниловщина, нерешительность;

Жизнеощущения – умение дать всему идти своим путем, доверие к верховному водительству, вдохновение в состоянии абстрагированного сознания.

Земные родители

ИМПЕРАТРИЦА

таро 3

Если небесные родители символизировали мужское и женское начало в мире идей, то земные родители олицетворяют эти принципы в мире конкретного: это мать–природа (Императрица) и культивирующее, цивилизующее начало (Император). Когда оба начала находятся в гармонии, человек ощущает покой и безопасность и не испытывает недостатка ни в чем. Мать–природа как источник всякой жизни приносит все новые плоды, а Хозяин собирает урожай. Природа лишь раскрывается во всей своей первозданности, Хозяин же разбивает сады на месте джунглей и строит убежища для защиты человека от буйства и капризов Природы, которые иначе могли бы угрожать его жизни – мороза, жары, сырости или бури. Природа подчиняется лишь закону циклических перемен, а Хозяин стремится уравновесить эти перемены, удержать их в хоть сколько–нибудь приемлемых рамках. Она может много лет подряд баловать своих чад изобилием плодов, а потом оставить их голодать. Он строит амбар для зерна и холодильники, устанавливает отопление и кондиционеры, чтобы выровнять "ее" колебания температуры. Соблюдая меру, он действительно цивилизует Природу, рафинирует ее грубость и дикость. Забывая о мере, он силой вмешивается в природные циклы, спрямляет русла рек, создает вместо обычных джунглей бетонные и асфальтовые, вместо живописных садов – монотонные парки, превращая мир в стерильную искусственную конструкцию. Когда его постройки окаменевают, она смягчает или разрушает их. Унылые бетонные стены покрываются ласковыми побегами плюща, а руины оказываются щедро осыпаны цветами. Что бы он ни создавал, все рано или поздно ржавеет, обваливается и вновь возвращается к ней – если он не ухаживает за своими Творениями и не обновляет их.


Как мать–природа, Императрица олицетворяет все естественное. Император же – все, созданное человеком. Она символизирует все округлое, ибо прямые линии в ее мире составляют редкие Исключения. Он, наоборот, символизирует все прямое, ибо все, что строят его руки или машины, выходит ровным и прямоугольным. Время для нее – тоже круг, цикл, не имеющий ни начала, ни конца, и цикл этот практически не меняется. Это календарный год, вечное возвращение того, что уже было. Для него же время линейно. В нем все имеет начало и конец, и происходящие перемены он называет прогрессом. Поэтому ее мир знает, что все ушедшее когда–нибудь возвратится, и в нем царит вера в вечное колесо перерождений. В его мире царит столь же непоколебимая уверенность в начале и конце всего, а тем самым и в однократности любого бытия.

Земная мать

Мать–природа восседает на троне в окружении символов плодородия: это и гранаты, украшающие ее платье, и поле злаков, и лес, и река. Они показывают, что она – это плодородная почва, исток всякой жизни. Двенадцать алмазов в короне олицетворяют двенадцать месяцев, показывая, что она – хозяйка времен года. Знак Венеры на ее троне символизируют мирную сторону матери–природы, ее любовь, заботу и щедрость. Ее дикая, необузданная сторона, проявляющаяся в стихийных бедствиях, отходит на этой карте на задний план.


Карта Императрицы означает жизненную и творческую силу в целом, тот неисчерпаемый источник, из которого все время рождается новое. Это – период творчества, бурного роста и циклического обновления.


Ключевые слова к карте Императрицы:


Архетип – мать (мать–природа);

Задача – плодородие, рождение нового;

Цель – жизненная сила, рост, циклическое обновление, жизнеутверждение;

Риск – возможны дикость, непостоянство;

Жизнеощущение – вступление на плодородную ниву, радость жизни, знание о циклах, доверие к полноте бытия.

ИМПЕРАТОР

таро 4

Земной отец

Император – это структура, порядок, ясность и реальность. Как старейшина он не только обеспечивает безопасность и порядок, но и несет большую ответственность. Его сила – в умении настоять на своем, никогда не теряя красной нити. В XX веке патриархальный образ отца стал размываться, и те ценности, которые он олицетворяет, кажутся многим уже отжившими. Люди забывают при этом, что в нем заключена сила, позволяющая осуществиться их идеям, желаниям и намерениям. Он – тот самый делатель, реализатор, у которого "руки растут откуда надо". При этом он вовсе не противник всякой жизни, каким его часто представляют. Наоборот: в правой руке у него жезл–анкх, древнеегипетский символ круга и креста, означающий живое соединение женского и мужского начала. Для египтян он был символом жизни вообще. Этот жезл характеризует его как хранителя и защитника жизни.


Ключевые слова к карте Императора:


Архетип – отец (отечество);

Задача – последовательное осуществление идей, намерений и, возможно, давно лелеемых чаяний, настойчивость;

Цель – создание и обеспечение порядка и безопасности, структура, выдержка;

Риск – возможны упрямство, педантизм, косность, негибкость;

Жизнеощущение – сознание ответственности, умение не терять красную нить, реалистичность, трезвомыслие.

Небесные и земные родители

Взятые в таком порядке, эти карты родительских пар уже дают ясное представление о темах и этапах Пути Героя.


Обе родительские пары выступают в первых четырех картах в следующем порядке: мужская (I), женская (II), женская (III), мужская (IV). В принципе нечетные числа считаются мужскими, а четные – женскими, так что казалось бы логичнее придать Императору номер III, а Императрице – IV. Однако и эта произвольная нумерация говорит о многом:


1. Земное есть отражение Небесного, поэтому земные родители, "как в зеркале", меняются сторонами с небесными.


2. Такому четверичному ритму подчинено в нашем мире все, имеющее физическую или материальную форму. Сначала всегда нужен зачинающий импульс (I), которому необходим отклик, эхо, готовое воспринять его (II). Без такого эха импульс затухает. Но и эха не может быть без импульса. Когда наличествуют оба, то – "от Одного явились Два, из Двух образовались Три", – начинает созревать плод (III), в конце концов обретающий свою уникальную, конкретную форму (IV). Если говорить о развитии человека, то это: семя (I), яйцо (II), плод в утробе (III) и момент появления ребенка на свет (IV). Если взять процесс творчества, эти стадии означают: замысел (I), позитивный резонанс, то есть ту плодородную почву, без которой замысел не осуществится (II), разработку проекта (III) и, наконец, его воплощение в жизнь (IV).


3. Такое расположение пар имеет значение и для Путешествия Героя. Четыре первые карты уже дают представление о том, куда ведет Героя его путь, какие задачи на каких этапах ему предстоит выполнить. Мужской путь – это путь воли, сознания, также и путь Закона, потому что Герой на своем пути должен познать законы жизни, законы мира, в котором он живет, и научиться действовать в соответствии с ними. Вначале этот путь идет по однозначным картам, и первая из них – это Маг (I). Это активная карта, предполагающая вызов и достаточную смелость чтобы принять его и выдержать испытание с честью. В определенном смысле этот этап означает начало жизненного пути. Герой, то есть, в сущности, каждый из нас, рано или поздно освобождается из–под материнской опеки (III = Императрица), чтобы выйти в окружающий мир и стать взрослым.

Далее для Героя наступает этап Жрицы (II), означающей вхождение в ряд двузначных карт, то есть в систему межчеловеческих отношений, и первое погружение в таинственные глубины собственного подсознания, в священную мистерию жизни. На этом этапе человек должен научиться искусству жить и давать жить другим, быть и дать другим быть иными, отличными от него самого, ибо то, что он познает через общение с другими, может быть освоено и усвоено лишь в том случае, если он будет воспринимать опыт других людей непредвзято. Этот путь, путь собственного желания и сострадания к другим, нельзя пройти силой: можно лишь дать вести себя по нему, будучи готовым следовать велениям свыше, освободившись из под опеки матери (III = Императрица), человек вырастает и встречается с новым испытанием: ему придется заново научиться смирению, отказаться от завоеванных атриев самостоятельности (IV = Император), чтобы препоручить себя верховному водительству.

Вот что пишет об этом исследователь древних мифов и юнгианский психолог Джозеф Кэмпбелл: "Во второй половине жизни символы наших привычных желаний и страхов меняют полярность. Теперь нам ближе не жизнь, а смерть. И отказаться нам легче уже не от женского лона, а от собственного фаллоса". Но, чтобы пройти это испытание, нужно обладать уже достаточно развитой личностью; вот почему сначала необходимо пройти первый этап, а потом второй, в обратном порядке ничего не получится. Сначала человек должен воспитать свое "Я", придать ему силу, познать законы жизни на этапе Мага, и лишь потом он может перейти к этапу Жрицы, вступить на мистический путь милосердия и преодоления собственного "Я", который и вернет его к изначальной целостности.



1 2     4 5 6 7 8 9 10
© www.astrocentr.ru 2005–2024
Гадание на таро. Таро и путешествие героя (3)