источник: Хайо Банцхаф "Таро и путешествие героя"
Воспитание героя
В античной культуре верховного жреца называли иерофантом, что буквально означает "тот, кто обучает священным делам". Это греческое слово состоит из двух частей: hieros — "священный", и phanes — "обучающий". В некоторых колодах Таро эта карта носит название Иерофант, а иногда её называют Папа.
На изображённой карте перед троном лежат два ключа, символизирующих Святого Петра, которому, согласно библейской традиции, Иисус сказал: "И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешь на земле, то будет разрешено на небесах". Из-за этих ключей Пётр стал считаться привратником у ворот рая, а сами ключи стали важной частью его символики, как показано на папском гербе. Тройная корона (тиара), три креста на ленте и тройной крест в руке первосвященника символизируют его власть над тремя составляющими человеческой личности — телом, душой и духом, а также над небом, землей и подземным царством.
В отличие от предыдущих карт, на этой мы впервые видим не только увеличенную фигуру центрального образа–архетипа, но и фигуры людей обыкновенного роста. Это – ученики, на коленях или стоя выслушивающие наставления Жреца. Этот сюжет ассоциируется с пробуждающимся сознанием ребенка, с его первым восприятием чужого "Я", со взглядом снизу вверх на родителей и других взрослых, рост которых кажется ему очень большим. Это – период, когда ребенок постепенно утрачивает первоначальное чувство своего единства со всем и вся, впервые говорит "Я" и все лучше осознает те различия и границы, которые отделяют его от других. Верховный жрец соответствует этапу воспитания Героя, важнейшему этапу подготовки к будущей жизни, ожидающей его во внешнем мире. Эта карта олицетворяет период формирования у человека совести, когда он учится отличать добро от зла. Это и вера в промысел божий, которая понадобится ему потом, в путешествии, однако закладывается она именно сейчас. Смысл же всего обучения лучше всего выражен в благословляющем жесте верховного жреца: вытянутые пальцы его правой руки обозначают видимое, очевидное, а два согнутых пальца – невидимое, скрытое, трансцендентное. Сумма же всех пальцев, пятерка, в мистике чисел символизирует суть, основу всего, о чем свидетельствует и слово квинтэссенция. Смысл образа таков: лишь тот, кто уделяет внимание и видимому, и невидимому, познает суть и обретает путь. У того, кто видит лишь внешнюю сторону вещей, шансов на это столь же мало, как и у того, кого манит лишь трансцендентное. Вот почему Герою, чтобы познать суть необходимо пройти через оба мира: мир внешний, осознаваемый, соответствующий дневному пути солнца, и мир внутренний – неосознаваемый, соответствующий его пути по Морю Ночи. В "саге о нибелунгах", рассказывается как Зикфрид, воспитывался карликом Регином. В греческих мифах та же роль отводится в первую очередь кентавру Хирону, великому учителю и воспитателю таких героев, как Ясон, Асклепий, Ахилл и Геракл: он передавал им знания и навыки, необходимые на ожидавшем каждого из них жизненном пути. В виде кентавра часто изображают также знак Стрельца, архетипически опять же соответствующий Аркану Жреца.
Ключевые слова к карте Жреца:
Архетип – святой;
Задача – внимание к видимому и к невидимому, поиски сути, цель;
Цель – обретение квинтэссенции, сути и пути;
Риск – стать святошей, резонером, "великим гуру";
Жизнеощущение – поддержка благодаря вере в Провидение, знание сути вещей.
Выбор
В Таро Артура–Эдварда Уэйта и во многих современных колодах эта карта выражает тему "любви в чистом виде". На ней изображены Адам и Ева до грехопадения: обнаженные и невинные, они пребывают в раю, благословляемые Рафаилом, архангелом любящих. Позади Адама и Евы растут Древо Жизни и украшенное спелыми яблоками Древо Познания, вокруг которого обвивается змей. Гора на заднем плане символизирует здесь, как и в других Арканах, пики человеческих переживаний, кульминации страстей, вершины счастья.
Сравнив Путь Героя с дневным путем Солнца, мы убедимся, что Аркан Влюбленных соответствует высшей точке солнечного пути, полудню, то есть вершине счастья на пути самопознания.
Как и "полуночный" антипод Влюбленных, карта Дьявола, этот Аркан тоже оказался сильно изменен по сравнению с его образом в старинных колодах, и нам теперь предстоит выяснить, стоило бы это делать. Чтобы лучше понять смысл данного этапа Пути Героя, давайте вспомним, как эту карту изображали в старину: юноша, стоящий посередине между матерью и возлюбленной. Над ним парит Купидон с луком в руках, стрела которого готова поразить, юношу. Этот "выстрел, воспламеняющий сердце", символизирует выбор по велению сердца, в данном случае – выбор между родительским домом (мать) и своим собственным путем (возлюбленная). Хотя и это тоже не следует понимать буквально, ведь сердце возлюбленной–то еще не завоевано. Возможно, он видел ее всего лишь раз, или вообще только слышал о ней, и ему предстоит теперь найти ее, завоевать, освободить или что там еще.
В "Волшебной флейте" Моцарта это сцена, когда Царица Ночи впервые сообщает главному герою Тамино, что ее прекрасная дочь находится в плену у злого (как кажется поначалу) волшебника Зарастро, и тот всей душой клянется освободить ее. Этот решительный выбор, сделанный по велению сердца, служит типичным примером кульминации страсти, вершины счастья на пути самопознания. Таким образом, зов сердца и бесповоротная решимость составляют не только сюжет этой карты, но и необходимое условие любого "путешествия героя", потому что без решимости покинуть родительский дом оно вообще не может состояться. Этот сюжет старинного Таро пользовался большой популярностью у художников создавших множество картин под названием "Выбор Такого–то," или "Решение Такого–то" в христианстве он стал выбором между добродетелью и грехом. Примером такой интерпретации может служить известный холст Лукаса Кранаха, один из первых в его цикле картин о Геракле.
Ключевые слова к карте Влюбленных:
Архетип – выбор, – витязь на распутье";
Задача – выбор по велению сердца, решение, принимаемое всей душой;
Цель – бесповоротная решимость идти данным путем, быть с данным человеком, выполнить данную задачу;
Риск – переоценить свои силы, уйти в мечтания;
Жизнеощущение – "сердце, как хорошо на свете жить!", готовность и умение выбирать.
Выход героя
Сделав свой выбор, Герой восходит на Колесницу, чтобы наконец отправиться в свой путь или, как говорится в одной старой немецкой сказке, "чтобы познать, что такое страх". Он оставляет позади город своего детства, до сих пор дававший ему безопасность и прибежище. В правой руке у Героя – жезл, золото на вершине которого указывает на высокие цели, им движущие: открытие сокровища, освобождение прекрасной пленницы, поиски разрыв–травы или потерянного рая.
На соответствующей карте Таро Герой изображен в облике Бога Весны, любимого и почитаемого людьми всех времен и народов как Освободитель, потому что вслед за его праздником следует самое теплое, самое плодородное время года, освобождающее их от холода, темноты и лишений, вызванных зимой. Всюду на Западе этот прекрасный юный бог считается сыном Царицы Неба. Звездное небо служило ей одеянием – на карте оно образует балдахин над колесницей, знаки Зодиака – поясом, который она тоже подарила своему сыну. Он и на плечах несет ее подарки – две маски Луны, ибо ее почитали и как лунную богиню. У э й т называет эти маски "урим" и "туммим", были гадательные атрибуты первосвященников у древних евреев, многократно упоминаемые в Ветхом Завете, однако, в сущности, никак не объясняемые, возможно, речь здесь идет о ритуальных масках, реликтах культа великой Богини–Матери древности.
Важно отметить, что символ звезды на лбу возничего и короны символизирует связь с высшими сферами, а число восемь, соответствующее звезде, указывает на его миссию, направленную на спасение человечества. Эта деталь добавляет глубину и значение его роли в общем контексте мифа о спасителе, который пришел избавлять людей от грехов и страдания.
Ибо между этими двумя полюсами, внешней действительностью и нашим внутренним потенциалом, всегда существует некое напряжение, как между полюсами электрическими или магнитными, заставляющее их притягиваться или отталкиваться. Люди часто испытывают неудобство от этого, метаясь между двумя возможностями выбора, как между двумя полюсами. Обычно мы тянемся к одному из полюса объявляя его для себя "правильным" или "добрым", а другой соответственно, "неправильным" или "злым". Но чем больше мы упорствуем в этом, тем чаще нам приходится убеждаться, что наша позиция не соответствует действительности, ибо на самом деле гораздо более сложна и не может быть описана и простыми формулами.
В любом случае, когда нам кажется, что мы наконец нашли истину, но мы не можем быть абсолютно уверены в отсутствии ошибки. Да дело даже не в этом. Вера в обладание истиной рано или поздно делает человека тираном, стремящимся любыми, в том числе самыми насильственными методами заставить других верить в эту его истину. Духом подобного "миссионерства" бывают обычно проникнуты и сектанты, а также их новообращенные адепты в сфере религии, не говоря уже об эзотерике. История церкви и тайных обществ изобилует подобными примерами, а если обратиться к политике, то там мы найдем еще больше друзей народа и преобразователей общества, ставших впоследствии жестокими и кровавыми деспотами. Объявить себя приверженцем одной из противоборствующих сторон означает односторонность, отказ от целостности, предполагающей их единение; вот почему в книге Дао–цзин сказано:
Если истину произречь,
Суть погибнет, а выйдет речь.
Если имя ты назовешь,
То не имя оно, а ложь.
Основная идея заключается в том, что восприятие реальности через органы чувств и сознание является субъективным процессом, зависящим от интерпретации мозгом физических явлений. Это понимание лежит в основе концепции, что объективная реальность, как мы её видим, не является единственной и абсолютной истравливаемой правдой. В действительности, восприятие реальности строится на восприятельных механизмах мозга и органах чувств, которые трансформируруют физические сигналы в ощущения, интерпретируемые как цвета, звуки, запахи и другие сенсорные данные. Это означает, что каждый человек видит мир через призму своих индивидуальных восприятельных способностей и ментального анализа, формирующегося на основе личного опыта, культурных установок и эмоциональных реакций.
Пример из курса физики, упоминаемый в тексте, иллюстрирует эту концепцию: мы видим цвета как отдельные оттенки спектра, но на самом деле они являются результатом взаимодействия волн с рецепторами сетчатки и обработки сигнала мозгом. Эти волны вызывают колебания, которые мозг интерпретирует как цвета. Эта иллюзия цвета показывает, что физическое явление (световая волна) воспринимается по-разному разными людьми, в зависимости от особенностей их нервной системы и восприятия. В итоге, реальный мир оказывается намного сложнее и многозначительнее, чем кажется на первый взгляд.
Этот пример помогает понять, что мы не можем полагаться исключительно на одном восприятивном механизме, будь то зрение, слух или осмыслятельные способности. Реальность гораздо шире и глубже, чем позволяет нам осознать ограниченное количество сенсорных данных. Наше восприятие действительности ограничено рамками, сформированными нашими физическими органами и ментальными структурами, а потому необходимо развивать навык распознавания и интеграции противоположностей. Это включает в себя способность понимать, что наше восприятие реальности — лишь одна из возможных интерпретаций, и что есть иные подходы к её осмыслению, которые могут оказаться полезными в разных ситуациях.
Этап обучения различению добра и зла, а также формированию устойчивого морального компаса, является важным этапом развития личности. Способность осознавать разницу между добром и злом, а также уметь определять моральную ценность поступков, действий и мыслей помогает построить устойчивую внутреннюю структуру, которая способствует гармоничному взаимодействию с миром. Только через этот процесс человек может начать создавать гармоничный мир внутри себя и вокруг себя, который будет служить поддержкой и основой для дальнейших шагов в личностном росте.
Таким образом, осознание того факта, что реальность многозначительна и разнообразна, и что восприятие её зависит от индивидуальных характеристик, помогает избежать чрезмерной привязанности к одной точке зрения. Это способствует развитию способности видеть разнообразие в каждом аспекте жизни и сохранять гибкость в мышлении и действиях.
Этот этап характеризуется несколькими важными аспектами:
Переход от бессознательного единства к осознанному выбору: Детский период (или бессознательное состояние), когда герой чувствовал себя едиственным с окружающим миром, сменяется на осознание необходимости сделать осознанный выбор, который приводит к взрослому поведению. Это время перехода от "детства" к "взрослому" состоянию. Решение ключевой задачи: Выбор между различными путями, такими как, например, между борьбой и бегом, любовью и ненавистью, выбором и отказом. На этом этапе происходит важное событие — принятие решений, которые будут влиять на будущее. Осознанность своей силы и обязанностей: Герой учится оценивать свои силы и обязанности, избегая излишней самоцентральности. Он начинает осознавать, что успех достигается не только силой воли, но и способностью сотрудничать с другими, прислушиваться к советникам и учиться на опыте.
Готовность к новым испытаниям: В завершении этого этапа герой достигает зрелости, необходимой для принятия новых вызовов, возникающих на последующих этапах пути.
Этот этап часто иллюстрируется различными мифами и сказаниями, где персонаж сталкивается с непростыми выборами и обязан пересмотреть свои взгляды на жизнь. Важнейший урок этого этапа — осознание важности равновесного подхода к проблемам, где мужество сочетается с мудростью и терпимостью.
Эти элементы позволяют молодому герою войти в фазу зрелости, где он способен справляться с задачами и вызовами, которые раньше казались невозможными.
Процесс перехода от внутреннего круга (рай детства) к внешнему кругу (мир взрослых) символизирует важный этап в развитии личности. Этот переход сопровождается утратой веры в версию Иисуса Христа и появлением новой веры в зрелом понимании. В конце пути, когда личность достигает высшей ступени развития, вера в младенца Иисуса Христа возвращается, но теперь он становится символом целостности и глубинной мудрости.
Процесс развития личности делится на три основных этапа:
Первый этап — рождение и детство, когда человек ощущает себя единой целостностью с миром, не осознаёт границ и различий между добром и злом. Этот этап называется "рай детства" или "бессознательное состояние".
Второй этап — взрослая стадия, когда начинается осознание своей отдельности от окружающей среды, осознание "Я" и различение между добром и злом. Здесь появляются первые нравственные ориентиры, формируются моральные нормы, и развивается сознание. Этот этап также известен как "выбор", когда человек решает, как поступать, выбирает между добром и злом, любовью и ненавистью, благотворственности и жестокостью.
Третий этап — зрелость, когда человек учится ориентироваться в мире, признает свои ошибки и недостатки, начинает искать пути к самосовершенству и понимает необходимость смиренности и сотрудничества с другими. Этот этап назван "позволенностью" или "самостоятельностью", когда человек развивает зрелость через работу над собой, понимание своих слабостей и преодоление эгоцентризма.
Эти три этапа можно сравнить с эволюционируемым процессом роста личности, где каждый шаг закреплен опытом предыдущих этапов и готовит человека к следующему уровню понимания и самопознания. Каждый из этих этапов играет ключевую роль в формировании характера и устойчивости личности, обеспечивая развитие сознания и формирование нравственных принципов.
Эта концепция развития личности, основанная на христианско-иудейской мифологии, находит свое отражение в структуре Таро, особенно в трёх главных стадиях жизни, представленных в старших арканах. Эти стадии делятся на три группы по шесть карт каждая:
Детская стадия (I-VI) — это бессознательная, симбиотическая стадия, когда человек ещё не осознает себя отдельно от мира. Карты этой стадии символизируют детство, когда сознание ещё не дифференцируется.
Стадия "выход в мир" (VII-XII) — здесь происходит выход из детского состояния, когда человек начинает осознавать свою собственную идентичность и учится различать добро и зло, строить свою личность.
Стадия инициации (XIII-XVIII) — на этом этапе происходит внутренняя работа над собой, ведущая к трансформации сознания, достижению над-сознанияния и единства с миром.
Финальная карта XIII—XVIII — Смерть — символизирует завершение школьного этапа и переход к следующей стадии, где происходит открытие новых горизонтов и возможность нового рождения на более высоком уровне.
Эти три стадии также сопоставляются с различными уровнями развития личности: первой, начальной, средней и высшей. Каждая стадия необходима для полноценного развития, и важно помнить, что прежде чем пытаться сразу достигать высших целей, необходимо заложить прочную основу, пройдя обязательную "школу" и приобретя базовые навыки управления своей жизнью. Только после этого человек сможет успешно двигаться вперёд, овладевая более высокими уровнями самосознания и самоподдерживания.
Ключевые слова к карте Колесница:
Архетип – выход в мир, прорыв;
Задача – снятие противоречий, поиск нового;
Цель – познание мира, проникновение в его тайны, свершение великих дел, подготовка к важному рывку вперед;
Риск – бравада, хвастовство, неумение сдерживать себя;
Жизнеощущение – оптимизм, жажда дела, открытость, осознание себя, взросление.
1 2 3 5 6 7 8 9 10