источник: Хайо Банцхаф "Таро и путешествие героя"
Нисхождение в подземное царство
Карта Смерти в старших Арканах Таро вызывает наибольшую тревогу, вероятно, потому, что она символизирует неизбежный конец чего-то, некогда мощного, но ныне исчерпавшегося. Эта карта представляет собой завершение определённого этапа жизни, требующего восстановления сил. Однако, несмотря на пугающий страх, эта карта не разрушает всё, что было создано ранее. Она знаменует окончание цикла и необходимость перехода к следующему этапу развития, сопровождающимся возрождением. Человек на карте движется или смотрит влево, что соответствует западу, заходу солнца, ночи и концу дня. Смерть же движется вверх, справа на восток, к началу следующего дня. Это движение совпадает с направлением ветра и движением ритуального судна фараона, которое видно на реке. На востоке, недалеко от двух небольших башенок, поднимается бессмертное солнце, символизирующее новую жизнь, которая начинается после прохождения через трансформацию.
Однако из этого отнюдь не следует, что мы можем позволить себе трактовать карту Смерти всего лишь как указание на начало чего–то нового в жизни, игнорируя ту ночь, которая ведь должна пройти между закатом и рассветом. Смерть всегда означает расставание и прощание. И только если это прощание по настоящему состоялось, если былое действительно умерло, только тогда создаются условия для трансформации. Что такое настоящее прощание, хорошо поясняет Герман Вайделенер: прежде чем покинуть навсегда какое–то место, пишет он, каждый из нас должен задать себе вопрос, все ли требования, определенные этим местом, были выполнены. И только убедившись в этом, мы с достоинством можем отправиться дальше. Если же задание осталось незавершенным, то это будет не уход, а бегство. Вместо того, чтобы выполнить требуемое, мы начинаем метаться из одного помещения в другое, в надежде найти там нечто более заманчивое, волнующее или приятное. Мы стремительно распахиваем все новые двери, не закрыв за собой старых, не говоря уже о том, чтобы задать себе тот самый вопрос. Мы постоянно бежим от прощания, и в этом бегстве – наше бедствие. Однако именно тут от нас и требуется отпустить от себя старое, ибо без этого ничего нового у нас не будет. Причем отпустить по–настоящему, то есть действительно проститься со старым. Развязка той ситуации, в которой мы увязли, дойдя до предыдущей карты Повешенного, состоит в том, чтобы отвязаться от старого, прежде чем начать заглядываться на новое. Если мы этого не сделаем, то и перемен никаких не будет. Вместо этого мы так и будем вновь и вновь возвращаться в ситуацию Повешенного, болтаясь туда–сюда между этими двумя картами.
Состояние, когда у нас появляется ощущение, что мы зацикливаемся на одной и той же проблеме, можно сравнить с царапиной на поверхности стекла, которая постоянно воспроизводит одну и ту же мелодичную фразу. Это приводит к тому, что мы испытываем чувство, будто застреваем на этой "царапине", и каждый раз сталкиваемся с той же ситуацией. Это может вызывать у нас страх перед лицом Смерти, особенно если мы сами препятствуем принятию важных решений, необходимых для дальнейшего роста. Примером могут служить любые случаи, когда мы избегаем решаемых шагов из-за неуверенности в себе, боязни неудач или сниженной самооценки. Независимо от причин, главное здесь – завышенное мнение о себе, которое мешает нашему продвижению. Вот что сказано об этом в книге Даодэцзин:
Стоящий на носочках долго не простоит.
Идущий широким шагом далеко не уйдет.
Демонстрирующий себя – не просветлен.
Считающий себя правым – не очевиден.
Кичащийся собой не имеет заслуг.
Заносчивый не станет властелином.
Рассуждая с позиций Дао, про это говорят:
"Излишество в пище и непристойность в поступках несут вред".
Поэтому обладающий Дао Свободен от пребывания в этом.
Поэтому тут от нас требуется прежде всего преодолеть свое Эго, научиться не ценить себя слишком высоко и немного подвинуть в сторону собственное "Я", чтобы путь к дальнейшему развитию был свободен.
Белка в колесе – еще один пример, хорошо иллюстрирующий "холостые обороты" в ситуации Повешенного. Преисполненные желания, радости жизни и вдохновения карты Силы, мы беремся за какое–то дело, а потом вдруг обнаруживаем себя в колесе бессмысленного бега, действия ради действия (Повешенный). Но мы никак не можем уразуметь, что же случилось, почему дело, доставлявшее столько радости и наполнявшее нас такой энергией, превратилось вдруг в бессмыслицу. И вместо того, чтобы развязаться со старым, взяв и выпрыгнув, например, из колеса вбок, мы решаем: "надо добавить" – метод, по убеждению Пауля Вацлавика, весьма сомнительный, – и, все увеличивая скорость, мчимся, мчимся в безумном колесе. Когда же какая–нибудь внешняя сила (Смерть) вдруг остановит наше колесо, мы, естественно, сначала ничего не понимаем, как то наверняка было бы и с белкой. Обескураженные, мы еще несколько раз пытаемся раскрутить колесо, прежде чем оставим это занятие – с тяжелым сердцем и твердым убеждением, что уже ничего не вернуть. Но пройдет какое–то время, и мы, возможно, сумеем осознать абсурдность всего этого и понять, в какой бесперспективной ситуации мы тогда увязли. Только тогда мы поймем, что Смерть была для нас не только развязкой, но и самым настоящим освобождением. Повешенного можно также сравнить с плодом, висящим на дереве, который уже созрел и должен лишь решиться упасть, чтобы началась новая жизнь и выросли новые плоды. Но падение он воспринимает как Смерть. Если плод откажется падать, он останется висеть на дереве и в конце концов сгниет, так и не дав начало новой жизни. Своего конца он этим все равно не предотвратит, только в этом случае конец будет бесплодным.
Если перенести этот пример на людей, то можно сказать, что нас никто не принуждает учиться на собственных кризисах. Несмотря на то, что Повешенный обычно означает кризис среднего возраста, он может растянуться и на всю вторую половину жизни. Тот, кто в это время не ищет и не находит на кризис иного ответа, кроме стенаний, жалоб и страданий, волен жить с этим до конца своих дней. В таком случае Смерть в один прекрасный день станет окончанием путешествия и одновременно концом жизни. Однако у нас есть возможность извлечь из этого кризиса урок, научившись расставаться со старым и взглянуть на Смерть как на центральную тему в момент середины жизни, после которой как раз и начинается самое интересное. Вот почему карта Смерти в Таро занимает место в середине ряда Старших Арканов, а не замыкает его. Схоже с этим и представление о мире в древних культурах, например, у кельтов, чьим друидам посвящены слова римского поэта Лукана: "Если ваши песни правдивы, то смерть – всего лишь середина весьма долгого существования". В том же смысле следует понимать и следующее высказывание: "Если ты умрешь прежде, чем умрешь, то, когда ты умрешь, ты не умрешь". Потому–то мудрецы разных народов не уставали говорить, что центральной темой их жизни была встреча со Смертью и осознание ее смысла, снова и снова подчеркивая, что человек должен умереть и возродиться, чтобы постичь реальность. Если в Библии сказано: "Научи нас думать о том, что мы должны умереть, чтобы вразумить нас", то нашему Эго больше всего хочется толковать эти слова наоборот: "Вразуми нас так, чтобы мы поверили, что умирать нам не надо"!
При этом не стоит забывать, что глубинные трансформации требуют времени. Сейчас речь идет о нисхождении в Подземное царство. Возвращение к свету, рождение нового, начнется лишь шесть карт спустя с Аркана XIX – Солнце. Обе карты дополняют друг друга как вечер и утро.
На обеих картах мы видим белого коня. На карте Смерти это – четвертый конь Апокалипсиса (Откр. 6:8), "конь бледный", на котором скачет Смерть. На карте Солнце, напротив, изображен белый сказочный королевский конь, несущий на спине возродившегося героя. На карте Смерти солнце заходит, а на карте Солнца вновь сияет в полную силу. На карте Смерти на коне сидит скелет, на карте Солнца – ребенок. (Подобная трансформация заставляет предположить, что между этими двумя картами существует родник с живой водой, в противном случае подобное омоложение было бы необъяснимо. И мы находим его в XVII Аркане). В руках у ребенка – знамя красного цвета, цвета жизни, тогда как Смерть несет черный флаг с мистической белой розой, символом жизни и указанием того, что наступает фаза обновления, начинающаяся со смерти. Перо на шлеме Смерти безвольно поникло, а на голове у ребенка четко стоит вертикально. Все это показывает, сколь сильно связаны между собой эти карты, представляющие два полюса, Смерть и Возрождение. Они олицетворяют нисхождение в Подземное царство (Смерть) и возращение к Свету (Солнце), а между ними лежит путешествие по Морю Ночи.
Карты с тринадцатой по восемнадцатую называют также ночными картами. В них доминируют либо черный фон, как на Арканах Смерти, Дьявола и Башни, либо символы ночи – Луна и Звезда. И только карта Умеренности выглядит несколько неуместной в этой мрачной компании, по крайней мере на первый взгляд. Но нам вскоре предстоит познакомиться с ней как с силой, в Подземном царстве просто незаменимой. Она олицетворяет того самого проводника душ, о котором сообщают Книги Мертвых, принадлежащие различным культурам. А так как в нашей западно–христианской традиции проводниками душ считаются ангелы, то и на этой карте изображен ангел.
Сюжет нисхождения в Подземное царство, путешествия по Морю Ночи, не только широко известен во всех религиозных традициях Востока и Запада, но и совпадает практически по всем важнейшим пунктам. Все эти культуры "считают смерть путешествием с целью вновь обрести свою настоящую суть, даже если для этого необходимо побывать на небесах или в аду, даже если это приведет к порождению в ином, новом теле. Совпадает даже то, что мудрым становится лишь тот, кто обрел сознание смерти, и то, что необходимо готовить себя к смерти морально, духовно и в воображении, если хочешь умереть хорошо".
Чтобы понять, что такое это путешествие по Морю Ночи, давайте заглянем в Подземное Царство древних египтян, оставивших нам больше всех удивительных образов того, что видели их мудрецы в потустороннем мире. Мы видим, как над телом усопшего поднимается его душа. Ее называют Ба и изображают в виде птицы, которой пришла пора отправляться в путешествие. Усопшего остаются охранять богини–покровительницы – повелительница неба Нут или царица скорпионов С е л к е т, а его "Ба" в сопровождении шакалоголового Анубиса или волкоголового Упуаута направляется к М а а т, египетской богине справедливости.
М а а т всегда изображают со страусиным пером. Уже одно наличие такого пера считается знаком присутствия божественной справедливости. В зале, носящем имя этой богини, в Зале М а а т, проходит решающее испытание – суд мертвых.
Внизу слева мы видим, как проводник душ Анубис вводит умершего в зал. Рядом на весах, на левой их чаше, находится сосуд с сердцем покойного, а на правой – перо, символ М а а т как неподкупной, абсолютной справедливости. На навершии весов также изображен этот ее символ. Анубис, проверяет показания стрелки и сообщает их, находящемуся правее от него писцу. Это бог Тот, изображенный с головой ибиса, у египтян – божество мудрости, выступающий здесь в качестве протоколиста Подземного царства. Если сердце умершего окажется равным перу по весу, то стрелка весов займет строго вертикальное положение, подобно отвесу; это значит, что умерший не нарушал космического равновесия, то есть жил праведно, и достоин войти к Озирису, владыке Подземного царства. Если же сердце окажется легче или, наоборот, тяжелее пера, значит, он совершал ошибки и теперь погибнет. Этого–то и дожидается чудовище женского пола, сидящее рядом с весами. Теперь Ненасытная, как ее называли египтяне, поглотит его навсегда. Однако в сцене на рисунке умерший успешно выдержал испытание. Поэтому Гор ведет его направо, к Озирису, за троном которого стоят Изида и Нефтида, приветствуя новоприбывшего. Он будет пребывать в царстве Озириса до тех пор, пока Анубис не совершит над ним ритуал отверзания уст, чтобы вдохнуть в него новую жизнь и снова отправить в верхний мир.
Весы как символ равновесия составляют центральный смысловой образ египетского Подземного царства. В Таро ему соответствует Аркан Умеренности. А важнейшим пунктом этого нисхождения в Подземное царство является Зал М а а т, богини справедливости, символом которой служит перо.
В Старших Арканах пером украшены только три фигуры – Шут, Смерть и ребенок на карте Солнца.
Эти карты связаны между собой на нескольких уровнях. Прежде всего Шут и есть тот герой, который на карте Смерти должен спуститься в Подземный мир и выйти оттуда ему на карте Солнца. Перо указывает на испытания, предстоящие ему на этом пути: им соответствует эпизод в Зале М а а т. Далее взаимосвязь между картами Шута и Солнца проявляется в изображенных на них двух фигурах, похожих и в то же время так не похожих одна на другую: Шут ребячливый и Шут мудрый, наивный и блаженный. Между ними находится Смерть как необходимая предпосылка столь глубокой трансформации. И, наконец, белое солнце на карте Шута, пройдя I этап Смерти (алхимическое "черное солнце"), достигает своей противоположности и может теперь вновь взойти на карте Шута золотым сиянием бессмертия. В нашей иудео-христианской традиции это путешествие по Морю Ночи представлено прежде всего историей Ионы, проглоченного китом (Иона, 1–3).
Вначале Бог дает Ионе задание: "Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня" (Иона 1:2). То есть не просто "проповедуй", а пригрози жителям города судом и карами! Таким образом, по сути данное Ионе задание соответствует карте Колеса Фортуны. Как же поступил Иона? Да так же, как больше всего склонны поступать мы, впервые встречаясь с таким аспектом нашей жизненной задачи. Он бежал.
Ища свою жизненную задачу, мы обычно мечтаем о чем–то возвышенном, значительном и славном, и многие искренне сокрушаются: "Ах, если бы я знал, в чем мое истинное предназначение!", думая, что от них требуется только реализация талантов и других сильных сторон личности. На самом же деле такое задание всегда предполагает достижение целостности, то есть нам волей–неволей придется заниматься и своими низменными, примитивными, неприятными, трудными, до сих пор не принимавшимися в расчет и обычно нелюбимыми сторонами. Столкнувшись с чем–то, выявляющим эти наши стороны, мы с гневом и возмущением восклицаем: "Нет! Только не это!" Можно почти утверждать, что, когда из самой глубины нашей души вдруг вырывается возглас: "Нет! Только не это!", значит, мы нашли еще один камешек мозаичного панно нашей жизненной задачи.
Вероятно, так же думал и Иона: "Мне? Ехать в Ниневию? Никогда! Я еще не спятил! Они же убьют меня на месте. Нет, все что угодно, только не это!" И вместо этого он поднимается на борт корабля, идущего в противоположном направлении, в Грецию. Подобный отказ выполнить божественную волю греки называли "гибридом", подразумевая под этим человеческие высокомерие и дерзость. Как мы видели в одиннадцатом Аркане, такое упрямство составляет один из аспектов карты Силы. Греки считали, что именно за этот грех боги карают незамедлительно, как это и случилось с Ионой, достигшим карты Повешенного. Есть ли ситуация более безвыходная, чем корабль, терпящий бедствие в бурном море? Это–то с ним и произошло. Беспомощные, испуганные корабельщики стали бросать жребий, чтобы узнать, из–за кого их постигла эта беда. Жребий пал на Иону, который во всем покаялся, признался в грехе и взял вину на себя. Он сказал, что готов умереть, чтобы искупить свою вину перед Богом, и корабельщики после некоторых колебаний бросили Иону в море. Однако он, вопреки своим ожиданиям, не погиб, а был проглочен китом, во чреве которого провел три дня и три ночи (обычный срок пребывания в нижнем мире), прежде чем кит извергнул его на берег. Пройдя через это очищение, Иона был готов принять волю Бога и выполнить свою жизненную задачу.
История, изложенная в тексте, предполагает, что арканы XIV и XVIII Таро связаны численной суммой IV и XIII, что указывает на тесную взаимосвязь между началом создания новых структур и необходимостью окончательного преодоления старой идентичности. Император символизирует процесс создания новых структур, направленных на отделение нашего "Я" от внешних воздействий, а Смерть требует полного уничтожения старых барьеров и начала новой жизни. Это напоминает схему, где мы сначала отделяемся от внешней среды, а затем полностью преобразуем свою личность, отдавая себя под управление высшего Я. В позитивной версии эта трансформация помогает сосредоточить нашу энергию на духовной самости, а в негативной – может ослабевать или даже привести к провальной попытке изменить свою жизнь.
Аркан XIV отмечает завершение второй половины пути, во время которого мы должны были максимально раскрыться, а затем преодолеть свою гордость и подчиниться высшей силе. На этом этапе происходит конфликт с нашим внутренним ростом, который сопровождается чувством распадающейся личности. Этот процесс болезненно осознается как "распад" на карте Повешенного. Мы должны смириться и полностью посвятить себя этой трансформации, отказываясь от своего желания контролировать происходящее. Тогда наши силы будут использоваться правильно, содействуя нам в достижении цели.
Важно отметить, что даже после завершения этого этапа наше Я может потерять свою значимость, если мы будем стремиться исключительно к исполнению своих желаний. Это может привести к неполноценной трансформации и, в худшем случае, к отсутствию процесса изменения. Однако положительный сценарий предполагает полное слияние с высшим Я, что позволяет направить энергию на внутреннее развитие и самобытность.
Я не существует без границ, без разделения между "Я" и другими аспектами жизни, такими как любимое и ненавистное, добро и зло, душа и тело, божественное и человеческое, добро и зло и так далее. Вся эта система ограничений, на которую мы опирались, изначально служила важной задачей – она помогала формированию нашего "Я", отделению нас от чужеродной сущности. Сейчас, когда мы достигаем определенного уровня зрелости, мы должны признать, что все эти ограничения являются искусственными и произвольными. Нужно избавиться от всех этих барьеров, чтобы получить более богатый опыт и раскрыться перед новыми возможностями. Это неизбежно потребует жертв, которые мы должны принести, и именно это символизирует карта Повешенного. Пока мы не готовы отдать себя полностью, мы будем сталкиваться с этим испытанием вновь и вновь, пока не достигнем готовности к нему.
Связь между этими двумя картами Таро подчеркивает важную закономерность: карта Императора символизирует власть и независимость, а карта Смерти требует отказа от этих самых сильных сторон нашей личности ради полного освобождения и перехода на новый уровень существования. На этом этапе мы прошли важный этап, когда смогли проявить максимальную степень самоконтроля, но теперь перед нами стоит еще более сложная задача – отказаться от собственного желания управлять всеми аспектами своей жизни и передать власть высшей Самости. Эта задача сложнее, потому что требует большего доверия к природе вещей и готовности уступить контролю над собой. Мы должны осознать, что многие из этих барьеров созданы нами искусственно и лишены реальной необходимости. Их разрушение откроет новые горизонты для нашего развития.
Наконец, взаимодействие между этими двумя картами также символизирует неизбежность выбора. На протяжении долгого пути мы могли строить и ломать конструкции, но в конце концов мы должны их разрушить, чтобы освободить пространство для более глубокого и широкого опыта. И только тогда, когда мы полностью освободимся от навязанных стереотипов, мы сможем пойти дальше.
Люди с древних времён боялись всего, что могло лишить их жизни, и поэтому старались всячески избегать мысли о смерти. Эта дуальность выражалась в мифологии, где противоположные понятия смерти и жизненной силы олицетворялись соответственно как Танат, как смерть, и Эрос, как жизнь. Современность переносила эту концепцию в разные области, где любое животное считалось символом жизни, а смерть стала предметом ужаса. В современном обществе сохраняется сильное стремление к сохранению молодости, культивированию красоты и здоровья, а также избеганию мыслей о неизбежности смерти. Например, человек пытается поддерживать в себе жизненную энергию, занимается спортом, увлечениями, ищет удовольствия, стараясь отвратить мысли о неизбежности конца. Психологи предлагают разнообразные методы борьбы с депрессией, такие как быстрые развлечения, которые помогают временно забыть о тяжести бытия. Однако карты Таро напоминают нам, что, несмотря на временные успехи, путь к истинной самоподдерживающей силе проходит через принятие неизбежности и смирение перед неизбежностью. Со временем жизнь заставляет нас посмотреть на реальность, и тогда, преодолевая страхи, мы начинаем двигаться в правильном направлении, где нас ожидает встреча с неизбежной, но необходимой частью существования.
Несмотря на глубину научных исследований и сложности концепций, касающихся смерти, важно то, как мы относимся к ней. Главное значение имеет не столько наша теоретическая осведомленность, сколько готовность проживать свою жизнь осознанно, принимая неизбежность смерти как неотъемлемую часть существования. В то время как мы можем отвлекаться на развлечения и поиски удовольствий, в конечном счете мы вынуждены столкнуться с неизбежностью. Карта Смерти напоминает нам, что истинная сила заключается в принятии реальности и смирении перед неизбежностью, а не в бегстве от неё. Это касается как глубоких философских размышлений, так и повседневной жизни. Чем ближе мы позволяем себе соприкоснуться с мыслью о смерти, тем глубже станет наше понимание жизни и готовность к испытаниям, которые неизбежны.
Даже если мы активно пытаемся оттянуть мысли о смерти, играя в удовольствие и уклончивость, это лишь временное облегчение. Реальность и неизбежность смерти остаются с нами, и игнорирование этого факта может привести к эмоциональной депрессии. Чем настойчивее мы будем пытаться сохранить свою радость жизни, тем больше вероятность возникновения глубокой депрессии, связанной с подавлением истинной силы. Важно осознать, что эти моменты страха и избегания приводят к дисбалансам, которые в конечном итоге ведут к состоянию истощения и депрессии. Решение этой проблемы, как указывает карта Смерти, заключается в том, чтобы не убегать от неизбежного, а вместо этого принимать его как неотъемлемую часть жизни. Признавая неизбежность смерти, мы сможем преодолеть свою слабость и углубить понимание жизни.
Карта Смерти указывает на путь к подлинной силе, которая ведет через признание неизбежности и смирение перед ней. Эта карта напоминает, что в конце концов нам придётся встретиться с этой неизбежной реальностью, и лучше будет принять её с достоинством, чем пытаться скрыться от неё. Таким образом, осознание неизбежности смерти помогает нам преодолеть страхи и стать более устойчивыми перед жизненными трудностями.
В своём значительном труде, посвящённом развитию человеческого духа, Кен Уилбер утверждает, что истинная трансформация возможна только через Таната, то есть через полюс смерти, тогда как Эрос, полюс жизни, обеспечивает лишь поверхностные изменения. Уилбер сравнивает человеческое сознание с многосложным зданием. Удобно обустроившись на одном из этажей и довольствуясь видом из окна, Эго, конечно, захочет остаться там. Зачем ему нужны другие этажи? Если же жизнь на данном уровне скучна и утомительна, Эго начинает усиливать радость жизни, организовывая перемены. Мы начинаем перемещать мебель, знакомимся с новыми людьми, влюбляемся, развлекаемся играми или покупками, но всё это происходит в рамках четырёх стен. Иными словами, мы ищем развлечений, способных оживить жизнь, но остаемся в том же помещении. Глубинная же трансформация возможна лишь через прохождение через точку смерти. Переход на следующий уровень происходит рискованно: мы можем упасть в бездонную пустоту. Именно это рисковано и опасно, и именно с этим связана карта Смерти. Те, кто отправляется в ночное плавание, не покупают билеты на обратный рейс, а получают проводника.
Основные ключевые слова для карты Смерти:
Архетип – смерть;
Задача – прощение, нисхождение в подземное царство, уход, завершение, разрешение конфликта;
Цель – освобождение, преодоление Эго, разрушение барьеров, глубокая трансформация;
Риск – умереть от страха, сорваться и упасть в пропасть;
Ощущение жизни – завершение игры, исчерпанность сюжета, стремление к отдыху и восстановлению сил, прощение с чем-то.
Проводник душ
Название этой карты сложно понять, исходя лишь из одного слова "Умеренность", поскольку в современном языке оно теряет свою изначальную положительную коннотацию. Тем не менее, истинное значение карты раскрывается через понятие "правильная мера". Смерть уничтожает барьеры, созданные Эго, освобождает пространство для последующего соединения противоположных начал. Это важный этап на пути, когда необходимо найти баланс между ними. Верная мера нужна для успешного объединения сил, что предшествовало внешнему росту, с целью дальнейшего внутреннего роста. После того как Смерть разрушила внутренние барьеры, наступает задача воссоединения, и карта символизирует важность нахождения правильной меры для избежания рисков, которые могут возникать на следующем этапе пути. Проводником души, который поддерживает равновесие, в христианской традиции выступает Архангел Михаил. Он предотвращает нарушение равновесия, что делает его важной фигурой на этой карте.
Несмотря на светлые краски, эта карта относится к Подземному миру. Ключом к такой трактовке служат лилии. Древние греки считали, что лилии растут в Подземном царстве, а потому называли его также "Землей асфоделей" (асфодели = вид лилий). А лилия–ирис не только носит имя посланницы богов Ириды, но служит еще ее символом и знаком присутствия этой богини в Подземном царстве, куда ей приходилось спускаться довольно часто. В христианской символике пасхальная лилия олицетворяла страсти Господни, и если мы вспомним, что находимся на этапе пути, полном страданий, то параллель со Страстной неделей станет очевидной: карты с Повешенного до Диавола показывают страдания Иисуса и Его нисхождение во ад.
Тропинка, изображенная на карте, символизирует узкий путь индивидуации, становления самости. Он ведет нас (обратно) к свету, к солнцу, в лучах которого скрыта корона. Ее можно увидеть в пунктирной линии, особенно если слегка подвигать карту. После смерти старого короля (Эго) здесь начинается путь к солнцу и к коронации нового короля (Самость) – этот сценарий обнаруживается во всех сказках, где герой в конце концов сам становится королем. Так предыдущие этапы развития, а потом преодоления нашего "Я" сменяются здесь, в последней, трансперсональной трети пути этапом подлинного развития и раскрытия нашей Самости.
Самость, действующая как внутренняя сила, направляющая движение частиц души, стремится к достижению целостности. Эта цель проявляется не только в мечтаниях и фантазиях, но и в таких действиях, как игра в "домики", сбор пазлов и головоломок, попытки завершить проекты или пополнить коллекции. Даже такие простые занятия, как разгадывание загадок или кроссвордов, попытка закончить какое-то дело или добавить предмет в коллекцию, свидетельствуют о стремлении к внутренней целостности, которую зачастую трудно осознать и распознать. В процессе раскрытия "Я" нам необходимо было сначала обособиться от общего целого, а теперь пробуждающаяся Самость тянет нас к новому уровню единства, к новому синтезу частей. Основная сложность заключается в том, что теперь нам нужно полностью довериться этой новой силе, которой раньше мы не знали и не осознавали. Проблема в том, что могущественное "Я" может недооценивать или не доверять этой силе, а слабое и неуверенное "Я" просто отказывается признавать существование высшего руководства. В результате появляются ситуации, в которых мы чувствуем полную беспомощность, отчаяние и безысходность, все доступные ресурсы и навыки оказываются бесполезными. В конце концов, наше "Я" вынужденно признать поражение и готовность к гибели или падению в пропасть. Однако неожиданно приходит новое ощущение, что нас поднимает и ведёт вперёд неведомая сила, намного мощнее, чем все известные нам источники. Эта неожиданная поддержка является встречей с Самостью, с той самой силой, которая привела К. Г. Юнга к переживанию состояния целостности и непрекрытого счастья, несмотря на тяжёлый недуг. Его письмо описывает схожую ситуацию, когда он переживал инфаркт и почувствовал такую мощную поддержку, что она принесла ему чувство свободы, целостности и полного удовлетворения.
Таким образом, карта указывает на встречу с Самостью, которая приходит в критический момент, когда наши привычные ресурсы исчерпываются, и мы должны отказаться от прежней зависимости от них, чтобы обрести новую силу, намного более сильную, чем всё, что мы знали до этого момента.
Эту поразительную способность человеческой психики адаптироваться к кризисной ситуации, перенести проблему в новую область, К. Г. Юнг назвал "функцией трансцендентности". Карты Повешенного, Смерти и Умеренности демонстрируют этот процесс трансформации, который происходит на последнем этапе пути, когда многое меняется и перестает быть полезным, правильным или верным.
На этом этапе пути многое изменилось: восприятие времени, отношение к смерти и система ценностей претерпели значительные изменения. Время, как известно, для ребёнка является цикличным, постоянно одним и тем же. Для взрослого оно превращается в линейное, имеющее начало и конец. Временное восприятие изменяется, и оно становится мерой, определяющей нашу жизнь. Вначале мы не беспокоимся о времени, считая, что его у нас много. Потом, приближаясь к середине жизни, мы замечаем ускорение течения времени, которое становится всё более коротким и беспокойным. Мы начинаем подсчёт времени, пытаясь замедлить его ход, делая всё быстрее и нервнее, опасаясь потерять драгоценное время.
Когда время уходит, мы начинаем бояться его окончания, а мысль о смерти приобретает дополнительную значимость. В детстве мы думали, что время бесконечно, а теперь понимаем, что оно ограничено и его конец неотвратим. Мы постепенно осознаем, что время течёт быстрее, чем когда-то, и начинаем тревожиться о его завершении. В каждом дыхании и движении, казалось бы, время утрачивается, и мы стараемся его удержать, теряясь в бессмысленных попытках продлить его существование. Страх перед наступлением ночи усиливается, когда вокруг нас тёмно и тихо, ничего не слышно и не видно, а единственное, что остаётся, — мысли о прошлом и будущем, которые наполняются страхом. Мы постоянно думаем о том, как много времени прошло и сколько ещё осталось, и страх о его окончании усиливает нашу тревогу. Подобное поведение порождает чувство, что время "текущее" сквозь пальцы, как вода, и мы пытаемся его удерживать, делая всё возможное, чтобы ускорить процессы жизни и избежать потерю драгоценного времени.
Но в одиночном ночном состоянии, когда окружающая среда становится темной и тихой, и ничего не слышно и не видно, помимо мыслей о прошлом и будущем, страх возрастает. Мы теряемся в мыслях о потерянном времени, а ощущение, что стрелка часов неумолимо продвигает нас к концу, добавляет тревоги. Всё это создаёт странное чувство беспорядка и дискомфорта, как будто нечто чужое поглощает нашу жизнь. Этот страх и беспорядочный ход мыслей вызывают состояние сильного беспокойства, как если бы оно было продиктованным ночным ужасом, подобно непонятному капкану, который дает нам иллюзию безопасности, но на самом деле лишает нас спокойного сна.
Если мы успешно проходим последний этап пути, то мы начинаем лучше понимать, что время – это не просто количество секунд, отсчитываемых часами, а качество, насыщенность и глубина каждого момента. В этом контексте смерть больше не воспринимается как страшный конец, за которым ничего не остаётся, а как неизбежная часть нашей жизни. Мы перестаем искать утешения в идее возрождения после суда или в новом воплощении. Вместо этого мы начинаем осознавать себя частью большого целого, с которым мы тесно связаны и от которого никогда не отделялись. Как волна не может существовать отдельно от океана, так и наше "Я" не существовало независимо от целого. Волна должна вернуться в океан, и так же наше "Я" должно соединиться с изначальным единым существованием. Каждая частица волны когда-то принадлежала множеству других волн, но не было ли абсурдно считать, что она существовала однажды? Конечно, идея реинкарнации не ошибочная сама по себе, но использование её как лекарства против страха смерти – это неверный подход. Кен Уилбер предлагает забыть о смерти своего "Я" и вспомнить о бессмертии всей вселенной.
Также в другом месте: "Переход от бессознательного "Я" к сознанию означал осознание смерти; переход от сознания "Я" к над-сознанию означает уничтожение смерти". В этом больше правды, чем в любых "научных" попытках подготовки человека к смерти.
Эта часть Таро прекрасно раскрывает смысл творчества. На начальном этапе жизни человек живёт преимущественно бессознательно, а к середине пути у него формируется сознание собственного "Я". Хотя это сознание играет важную роль в любом творческом акте, оно может впоследствии мешать настоящему творчеству, так как оно концентрируется на демонстрации успехов и утверждении статуса. Хорошим примером этого являются люди, которые однажды создали что-то значительное или получили известность, а затем всю последующую жизнь тратят на поддержание имиджа, не создавая ничего нового. Это поведение соответствует Повешенному, где Эго продолжает действовать согласно устаревшим схемам, оставляя старые достижения в коробках, которые теряют актуальность и ценность.
Настоящее творчество раскрывается лишь на последнем этапе пути, после того как повешенное Эго покидает сцену. В этот момент человек освобождается от диктаторского влияния Эго и начинает творчески развиваться, благодаря взаимодействию с высшим уровнем сознания. Только на этом этапе можно достичь полной реализации творческих идей, высказанной словами, делами и действиями. Смерть символизирует переход через порог, который открывает доступ к новым возможностям. Этот процесс подразумевает глубокую трансформацию, в ходе которой сознание освобождается от давления Эго. Теперь, будучи более скромным, "Я" доверяет руководство высшему уровню сознания, что позволяет ему воплотить новые идеи и образы.
Карты Таро, начиная с Повешенного (XII) и заканчивая Звездой (XVII), подтверждают этот процесс, демонстрируя, что творческий потенциал находится в глубине, и его реализация зависит от способности человека освободиться от Эго и позволить своему сознанию действовать свободно.
О том, что преодоление собственного "Я" должно быть решающим шагом на пути к достижению Самости, к раскрытию тайны, к обретению чуда, рассказывается в древнекитайской притче о волшебной жемчужине. Однажды государь Желтой земли отправился на край света. Добравшись туда, он поднялся на высокую гору и долго наблюдал за круговоротом вечного возвращения. А потом обнаружил, что потерял свою волшебную жемчужину. Он послал Познание искать ее, но то вернулось ни с чем. Послал Зоркость – и тоже безрезультатно. Затем он послал Мысль, однако и Мысль не нашла ее. Тогда он послал на ее поиски Забвение самого себя, и оно принесло ему жемчужину. "Поистине удивительно, – воскликнул тогда государь Желтой земли, – что именно Забвение самого себя помогло мне обрести жемчужину!" Теперь мы в нашем путешествии приближаемся к аду, к самой нижней и самой мрачной точке. Путь все круче, пропасть все глубже, неведомые опасности и неожиданные повороты подстерегают на каждом шагу – нет, без проводника наш герой тут точно пропал бы.
Традиция терминаологии Юнга различает Эго и Самость, и в этом контексте разговор идет о забвении собственного Эго как о процессе, который составляет полную противоположность эгоистической самоизоляции. Это ключевое событие на пути к самости, к открытию тайны и к чудесному опыту. Как правило, поиск проводника на этом этапе пути бесполезен, потому что проводником является часть нашей внутренней сущности, а не кто-то из вне. В действительности, этот проводник всегда был с нами, но мы не видели и не слышали его присутствия. Развитие ситуации показывает, что этот проводник не может быть найден или вызван внешним действием, он появляется сам собой, когда мы готовы принять его присутствие.
Многие мифологические истории показывают, что роль проводника исполняют персонажи противоположного пола. Так Персея направляет Афина, а Тесея – Ариадна. Известный путешественник Одиссей получает помощь от Цирцеи. Геракла ведет Афина. Психея не смогла бы покинуть Подземное царство без помощи Амура. Истории о проводниках, таких как Афина, Амур, Цирцея и другие показывают, что они всегда присутствуют с теми, кому необходимы. Обычно это представители противоположного пола, что отражает внутренний баланс и взаимодействие между личностями. Но в действительности, эти проводники являются частями нашей собственной природы, а не кем-то внешним. Они существуют внутри нас, и их появление зависит от нашей готовности принять их руководство.
Психологическая точка зрения рассматривает проводника как часть нашей собственной личности, представляющую собой противоположное начало, анимус или анимационный компонент. Те, кто доверяются этой скрытой силе, проходят путь легче, чем те, кто строго следуют советам извне. Важное преимущество общения со своим внутренним собеседником или двойником заключается в том, что это помогает услышать собственные внутренние сигналы и применять их в реальной жизни. Юнг подтверждает полезность таких диалогов, отмечая, что подобные разговоры помогают развивать осознание бессознательных образов и сигналов, что полезно для практического применения. К. Г. Юнг особо отмечает важность открытости и честности перед собой, так как недоверие к ответам внутреннего голоса может приводить к самообману, особенно если вопросы задаются в состоянии стресса. Он подчеркнул, что эти беседы позволяют учиться слушать и интерпретировать голос внутреннего двойника, что крайне важно для успешной работы с бессознательным.
Карта Умеренности находится между картой Смерти и картой Диавола. Диавол, кстати, символизирует неумеренность, а Смерть – прекращение существования, отказ от чего-либо окончательно. Таким образом, сочетание этих двух карт даёт представление о процессах, которые начинаются с правильного расчета и завершаются чрезмерной страстной реакцией. Эта комбинация показывает, что правильное соотношение между сдерживанием и стремлением достигается через умеренность. И правда, соблюдение баланса между этими двумя крайностями дается непростого, ведь трудно остановиться на золотой середине между "полностью отказаться от сладкого" (Умеренность = Смерть) и "сразу съесть целый торт" (Диавол). Труднее всего будет просто съесть небольшую часть лакомства, а не пуститься в избыточное потребление или полностью отказаться от удовольствий. Настоящее значение Аркана Умеренности заключается в том, чтобы находить золотую середину между этими крайностями и жить полноценной жизнью, не избегая соблазов и не превращаясь в крайнюю форму морального возвышения. Правильный подход к жизни заключается в полном доверии проводнику, то есть в абсолютном подчинении и отказе от навязчивого контроля над каждой мелочной деталью своей жизни.
Нумерологическое соединение связывает символ "Умеренность" (XIV) с символом "Жрец" (V). Если Жрец является наставником, обучающим героя основам моральной дисциплины и подготовке к путешествию во внешний мир, то Умеренность выступает его путеводителем ночью, помогая ему пройти путь к осознанию своей индивидуальной природы и отделения от общей массы. Жрец олицетворяет путь к познающему себя и осознанию своей обособленности, символизирующего изначальное отделение от общества, известное как "первородный грех", то есть отход от общих правил. Умеренность возвращает героя к целостности, ведущей его от смерти к спасению. Изначально понятие "грех" подразумевало отклонение от истины, и в этом контексте символ Жрец ведет героя к осознанию своей истинной цели, выражающейся в осознании своей личности. Умеренность ведет нас от греха к истинной цели, которая заключается в обретении самосознания и самопродвижения. В этом смысле Жрец дал герою моральную основу, необходимую для понимания его миссии, а теперь герою придётся следовать лишь внутренней собственной воле, сформированной его собственным зрелым сознанием.
Несмотря на предыдущие критерии, определяющие "правильно" и "неправильно", "хорошо" и "плохо", теперь единственный критерий – это мера, которой должен следовать герой. Выбор между добром и злом, высокими и низкими ценностями, хорошими и плохими поступками, а также между приятными и неприятными ситуациями исчезает. Вместо прежних строгих правил, сейчас решающая сила – это баланс, который определяет путь вперед. Умеренность означает, что в оптимальной пропорции добро и зло могут сосуществовать, и всё зависит от того, как правильно оценить ситуацию и действовать соответственно. Излишняя доза добра может превратиться в свою противоположность, как и чрезмерное стремление к высоте и совершенству может привнести негативные последствия. Всё решается уравнением между желанием достичь высокого уровня и способностью оставаться реалистичным.
Единственная мера, с которой теперь стоит сопоставлять любое внешнее раздражение, – это соответствие или несоответствие с внутренним голосом, называемым Vox Dei (Голос Божьего). Этот голос часто описывают как тихий внутренний голос, подсказывающий этически правильную реакцию, способ действия, который может противоречить общественным нормам или моральным требованиям. Конечно, принятие таких решений может иметь серьезные последствия, поэтому важно, чтобы у человека было развитое сознание, свободное от пустых фантазий, тщательного самоконтроля и умения распознавать ложные мотивы, такие как самолюбие, высокомерность или жажда власти. Принятие решений должно основываться на внутреннем голосе, который в идеале совпадает с голосом высших сил, а не с побуждением Эго, которое может маскироваться под влияние различных внешних факторов. В любом случае, этот голос должен быть достаточно зрелым и устойчивым, чтобы избегать поспешных и необдуманных реакций. Важнейшее условие для принятия решений – это достижение уровня зрелости, когда Эго уже было преодолено. Тогда человек сможет различать настоящие указания от случайных помышлений и ненужных требований. Рядом с этой картой находится Диавол, предупреждающий нас не смешивать желаемое с реальным, как написано в Новом Завете: "Не всякий дух заслуживает доверия". Здесь говорится о важности не доверять каждому духу, но проверять его природу.
Именно голос внутри, называемый Vox Dei (Голос Божий), указывает на единственный путь выхода из кризиса или освобождения от чувства вины, охватывающего путника. Этот сценарий характерен для греческих трагедий, где главный персонаж сталкивается с выбором между двумя взаимоисключающимися обязательствами: так Антигоне пришлось выбрать похоронить брата или послушаться отца, который запрещал ей это сделать. Антигоне пришлось выбирать между долгом, связанным с обязанностью похоронить брата, и долгом перед отцом, который запретил ей совершать обряд. Независимо от принятого решения, чувство вины осталось с ней. Моральные нормы, заложенные Жрецом, оказываются бессильными в таких ситуациях, создавая конфликты и противоречия. Решение, наконец, приходит после долгих страданий и душевных потрясений, когда сердце человека буквально разрывается между двумя противоположными вариантами. И тогда рождается та самая непоколебимая уверенность, которая намного сильнее и ярче, чем любые предыдущие попытки разрешить проблему. Она не только дает человеку силы для принятия сложного решения, но и помогает ему стойко перенести возможные негативные последствия этого выбора.
Конечно, рассчитывать на то, что "всё закончится удачно", следуя внутреннему голосу, не всегда оправдано. Риски и возможные потери неизбежны. В финале трагедии Антигона умирает, заплатив высокую цену за свой выбор.
Тема хорошей жизни здесь выражается в абсолютной уверенности в правильности собственного выбора и готовности к любым трудностям на пути вперед. Однако голос внутри может звучать не только в моменты сложных конфликтов, но и внезапно, в ситуациях, которые на первый взгляд кажутся простыми. Примером может служить история пророка Осии, которому Бог повелел жениться на бывшей проститутке (Ос. 1:2). Представьте, как выглядели подобные брачные союзы в обществе того времени! Сейчас мы понимаем, насколько необычен и неприемлем был подобный брак, и это объясняет, почему такие решения могут вызывать конфликты. Умеренность не означает безразличия или равнодушия, напротив, она требует нахождения точной меры и следования своему собственному пути, даже если это приведет к столкновениям.
Основные ключевые слова для карты Умеренности:
Архетип – проводник души;
Задача – доверие к Высшему руководству, поиск своей настоящей меры;
Цель – достижение абсолютной внутренней уверенности, достижение гармонии и целостности;
Риск – возможность ошибочного решения, проявление компромисса;
Жизнеощущение – поддержка сильной внутренней силы, ощущение гармонии и свободы, улучшение здоровья.
1 2 3 4 5 6 8 9 10