источник: А. Кроули "Книга Тота"
Четыре туза
Тузы представляют корни четырех элементов. Они составляют особую группу и занимают положение над остальными малыми картами. Этим они напоминают К е т е р, символом которого считается лишь самая верхняя точка буквы Йод в Тетраграмматоне. В этих картах нет никакого реального проявления элементов в материальной форме. Они – связующее звено между малыми картами и Принцессами, которые управляют Небесами вокруг Северного полюса. Меридиан проходит через Великую пирамиду, и элементы управляют в порядке Тетраграмматона (с запада на восток): Огонь – Вода – Воздух – Земля. Таким образом, Тузы и Принцессы Жезлов приблизительно соответствуют Азии, Чаш – Тихому океану, Мечей – Америке, Дисков – Европе и Африке. Чтобы лучше понять это соотношение, можно обратиться к символу пентаграммы, или Щита Давида. Он изображает Дух, управляющий четырьмя элементами, и, таким образом, является символом Триумфа Человека.
Четыре двойки
Эти карты соответствуют Х о к м а. С точки зрения обычного человека, Х о к м а фактически является № 1, а не № 2, поскольку она – первое проявление; К е т е р полностью сокрыт, и никто не знает о нем ничего. Поэтому любой элемент возникает как таковой лишь по достижении Двойки. Х о к м а не осквернена никакими влияниями; поэтому элементы в ней находятся в изначальных, гармоничных условиях.
Двойка Жезлов называется Владыкой Господства и представляет энергию огня – огня в его лучшей и высшей форме.
Двойка Чаш – это Владыка Любви, играющий такую же роль для воды.
В старые времена Двойку Пентаклей называли Владыкой Гармоничных Перемен. Теперь – просто Переменами, и здесь нужно несколько прояснить доктрину. Поскольку эта масть – земная, она связана и с Принцессами, а стало быть, и с финальным Хе Тетраграмматона, Земля есть трон Духа; очутившись в самом низу, сразу же попадаешь снова на самый верх. В этом символизм змея, свившегося в бесконечную ленту.
Четыре тройки
Эти карты соответствуют Бина; в каждой из них выражен символизм Понимания. Идея стала оплодотворенной; образовался треугольник. В каждой карте мы видим идею устойчивости, которую уже нельзя нарушить, но от которой может родиться дитя.
Тройка Жезлов поэтому – Владыка Достоинства. Идея воли и господства получает объяснение в Характере.
Тройку Чаш называют Владыкой Изобилия. Идея любви принесла плод; но мы уже достаточно спустились по Древу, чтобы начать делать различие между мастями, что раньше не было возможным.
Идея разделения, переменчивости, идея воздушных качеств вещей проявляется в Тройке Мечей, Владыке Печали. Здесь нам напоминают о тьме Бина, о скорби Исиды; но это не вульгарная печаль вследствие чьего–то разочарования или неудовлетворенности. Это weltchmertz, мировая скорбь; это качество меланхолии.
Тройка Пентаклей, подобным образом, демонстрирует результат идеи Земли, кристаллизации сил; и поэтому она называется Владыкой Работы. Нечто определенно было сделано.
Четыре четверки
Эти карты соотносятся с Хесед. Взаимосвязь между тройкой и четверкой чрезвычайно сложна. Очень важно то, что Четверка – "ниже Бездны"; поэтому на практике она обозначает затвердение, материализацию. Вещи стали проявленными. В сущности, Четверка есть выражение Власти Закона.
В масти Жезлов эта карта называется "Завершение". Проявление, обещанное С е ф и р о й Бина, теперь уже произошло. Четверка должна быть очень плотной, поскольку это, фактически, доминирующее влияние на все последующие карты. Хесед, Юпитер–Аммон, Отец, первый под Бездной – это высшая умопостигаемая идея. Вот почему эта С е ф и р а посвящена Юпитеру–Демиургу. Четверка Чаш называется "Роскошь".
Мужская природа огня позволяет Четверке Жезлов быть очень позитивным и четко определенным понятием. Слабость же элемента воды угрожает его чистоте; он не настолько силен, чтобы правильно контролировать себя, и поэтому Владыка Удовольствия немного нестабилен. Чистота потерялась в процессе удовлетворения.
Четверка Мечей называется "Перемирие" – кажется, в духе "сильного с оружием, охраняющего свой дом в безопасности" Мужская природа воздуха делает его доминирующим. Эта карта – чуть ли не изображение военно–клановой системы общества.
Что же касается Четверки Дисков, то тяжесть этого символа, пожалуй, перевешивает все соображения о его слабости. Карта называется "Мощь". Это сила, которая над всем господствует и все улаживает, но делает это больше путем переговоров, мирными методами, а не утверждая самое себя. Это Закон, Конституция без малейшего элемента агрессивности.
Четыре пятерки
В "Неапольском Порядке" число пять вводит идею движения, которая приходит на помощь идее материи. Это вполне революционная концепция; ее результат – полное расстройство статически устойчивой системы. Появляются бури и напряжения. Их не следует считать чем–то "злым". Столь естественное восприятие их – на самом деле не более, чем нежелание вставать из–за обеденного стола и возвращаться к работе. Эта идея присутствует в буддийской доктрине Страдания: инертность и бесчувственность – обязательные характеристики покоя. Возможно, такому пониманию отчасти способствовал климат Индии. Но Адепты Белой Школы, священной книгой которой и является Таро, не могут согласиться с таким упрощением бытия. Каждое явление – священно. Так или иначе, беспокойство есть беспокойство; Пятерка Жезлов называется "Борьба".
А вот Пятерка Чаш называется "Разочарование", и это вполне естественно, потому что Пятерка наслаждается изобильнейшей энергией, пока вода Удовольствия безмятежна, и любое нарушение спокойствия считает несчастьем.
Пятерка Мечей тоже конфликтна. Эта карта называется "Поражение". Для поддержания вооруженного мира Четверки не хватило сил. Разразилась ссора. А это должно означать поражение, поскольку изначальной идеей Меча было проявление плода любви между Жезлом и Чашей. И природа каждого из них кажется столь несовершенной потому, что рождению пришлось выразиться в двойственности Меча и Диска.
Пятерка Дисков – в равной степени плохой случай. Мягкий покой Четверки полностью разрушен; карта называется "Беспокойство". Экономическая система рухнула; между общественными кастами больше нет равновесия. Сравнительно с другим оружием Диски вялы и неподатливы – ведь вращение делает их устойчивыми, – поэтому нет и действия, по крайней мере, в них самих, которое могло бы повлиять на исход ситуации.
Четыре шестерки
Эти карты соответствуют Тифарет – Сефирев некоторых отношениях важнейшей из всех. Это центр всей системы и единственная Сефира под Бездной, которая имеет прямое сообщение с Кетер. К ней есть прямые пути от Хокма и Бина, а также от Хесед и Гебуры. Таким образом, у нее, уравновешенной и по вертикали, и по горизонтали, идеальное положение для господства над низшими Сефирот. В планетной системе она представляет Солнце; в системе Тетраграмматона – Сына. Весь геометрический комплекс Р у а х можно считать продолжением Тифарет. Это сознание в самой гармоничной и уравновешенной форме – именно в форме, а не только лишь в идее, как в случае Двойки. Другими словами, Сын есть объяснение Отца в терминах разума.
Итак, четыре Шестерки представляют все практически лучшее, что есть в соответствующих им элементах.
Четыре семерки
Семерка Жезлов называется "Доблесть". Энергия чувствует себя на последнем издыхании; она отчаянно борется и может потерпеть поражение. Эта карта демонстрирует дефект, присущий идее Марса. Патриотизма, так сказать, – недостаточно.
Семерка Чаш называется "Совращение". Это одна из наихудших идей; действие ее – яд, цель – безумие. Это помрачение белой горячки и наркомании, засасывающее болото ложного удовольствия. В этой карте есть нечто, напоминающее о самоубийстве. Она особенно плоха потому, что нечем ее уравновесить – нет сильной удерживающей планеты. Венера приходит после Венеры, и земля сбивается в скорпионье болото.
Семерка Мечей называется "Тщетность". Эта карта еще слабее, чем Семерка Жезлов, обладая пассивным знаком и планетой вместо активных. Она похожа на боксера–ревматика, пытающегося "вернуться на ринг" после многолетнего перерыва. Ею управляет Луна. У нее мало энергии, да и та лишь снится; она неспособна к упорному труду, который один, а не чудеса, может привести любое предприятие к успеху. Сравнение с Семеркой Жезлов весьма поучительно.
Семерка висков называется "Неудача". Эта масть демонстрирует крайнюю пассивность; ниже Бездны в ней нет никакой положительной силы. Карта же управляется Сатурном. Сравните ее с тремя другими Семерками: здесь нет ни усилия, ни даже сна; ставка была сделана – и побита. Вот и все. Самый Труд отринут; все тонет в лени.
Четыре восьмерки
(Отвлечемся, чтобы сказать пару слов о знаках Зодиака. Для каждого элемента Кардинальный знак представляет быстрый, импульсивный натиск соответствующей идеи. В Херувическом знаке элемент приходит к полному равновесию своих сил, в других же знаках сила увядает. Так, Овен представляет натиск огня, Молнию; Лев – его силу, Солнце; Стрелец же – его возвышение, Радугу. То же применимо и к другим элементам.)
В Восьмерке Жезлов огонь больше не связан с идеями горения и разрушения. Он представляет энергию в самом возвышенном и утонченном смысле; предполагаются такие ее формы, как электрический ток; можно даже сказать – чистый свет в материальном смысле этого слова.
Восьмерка Чаш называется "Леность". Эта карта в высшей степени неприятна. Ею управляет планета Сатурн; удовольствие затемнено временем и печалью, и в элементе воды нет силы, чтобы этому противодействовать. Эта карта – не совсем "утро после веселой ночи", но что–то вроде того. Различие в том, что ночи–то и не было! Карта изображает вечеринку, для которой были сделаны все приготовления, но хозяин забыл пригласить гостей – или ресторатор не прислал угощение. Вот в чем разница; впрочем, в любом случае виноват сам хозяин. Запланированная вечеринка оказалась немного выше его сил; возможно, в последний момент он просто отчаялся.
Восьмерка Мечей называется "Препятствие". На первый взгляд это то же, что и Восьмерка Чаш, но на самом деле идея – совсем другая. Эта карта соответствует Юпитеру и Близнецам; поэтому воля не гнется под внутренним или внешним давлением. Есть просто ошибка: нельзя быть добрым, когда доброта губительна. Близнецы – знак воздушный, интеллектуальный; Юпитер – это талант и оптимизм. Для мира Мечей это не подходит; тут, если уж бить, так одним ударом наповал. Но в этой карте есть и еще один элемент: неожиданное (таковы уж Восьмерки–меркурианцы) препятствие, непредвиденная неудача. Случайность часто изменяла судьбу империй: "мы счастья ждем, а на порог валит беда".
Восьмерка Дисков называется "Благоразумие". Эта карта намного лучше двух последних, поскольку в сугубо материальных делах, особенно связанных с деньгами, существует особого рода сила – сила неделания. Первоочередная проблема любого финансиста – как выиграть время; при достаточных ресурсах он всегда завоюет рынок. Восьмерка Дисков – карта "припрятывания на черный день".
Ей соответствует Солнце в Деве. Это карта крестьянина; все, что он может сделать, – это посеять зерно, сесть и ждать урожая. В этом аспекте карты нет ничего благородного; как все Восьмерки, она представляет элемент расчета, и азартная игра принесет прибыль.
В этой карте есть еще одна сложность. Восьмерка Дисков представляет фигуру "Популюс", которая очень легка на подъем и в то же время устойчива. Представьте себе джентльмена времен Королевы Виктории, катящего из Сити через весь город, в сюртуке с часовой цепочкой, прославляющем Альберта Благородного; внешне он очень приветлив, но при этом хитер.
Четыре девятки
Эти карты соответствуют Йесод. После двойного посещения зоны неудач поток возвращается к Срединному Столпу. Эта Сефира – средоточие великой кристаллизации Энергии, которая, впрочем, происходит слишком низко на Древе, в вершине третьего нисходящего треугольника, причем тупоугольного. От таких низких, неуравновешенных сфер, как Нецах и Ход, помощи мало. Йесод спасает только прямой луч из Тифарет, эта Сефира находится на прямой линии наследования. Каждая из Девяток демонстрирует полное воздействие своего элемента, но в его наиболее материальном смысле; иначе говоря, воздействие идеи силы – ведь Йесод еще находится в Йецира, Мире Формирования. Зороастр говорит: "Число Девять священно и достигает вершины совершенства". В Египте и Риме было Девять Главных Божеств.