источник: А. Кроули "Книга Тота"
КОРЕНЬ СИЛ ВОЗДУХА. Туз Мечей
Туз Мечей – это изначальная Энергия Воздуха, Сущность буквы Вау в Тетраграмматоне, сумма Р у а х. Воздух есть результат соединения Огня и Воды, и ему недостает чистоты его предшественников по мужской линии – Огня, Солнца и Фаллоса. Но по той же самой причине это и первая карта, которую может непосредственно понять нормальное сознание Человечества. Даже ошибки таких карт, как Семерки Чаш и Десятки Чаш, все–таки относятся к более высокому плану, чем более мягкая Четверка Мечей. Изучение тонкой и постепенной деградации планов – дело чрезвычайно трудное.
В природе очевидный символ Воздуха – Ветер, "который дует, где хочет". Ему неизвестна сосредоточенная Воля Огня соединиться с Водой; у него нет равносильной страсти к своему Брату, Элементу Земли. Его природа весьма пассивна; очевидно, в ней нет самопроизвольного импульса. Но, когда Воздух приводится в движение Отцом и Матерью, его проявленная сила ужасающа. Он нападает на свои цели вполне зримо, чего не могут Огонь и Вода с их более тонким и разреженным характером. Его качества – "всеохватывающий, вездесущий, всепроницающий, всепоглощающий" – описаны многими почитаемыми авторами, аналогии же его по большей части очевидны и для обычных наблюдателей.
Но нам сразу же зададут вопрос: каков статус этого Элемента в свете других атрибутов? В Йециратическом Мире разве не Воздух – первый элемент, следующий за Духом? Не Вайю ли первым появляется как оформленный феномен из таинственного мрака Акаши? Как можно примирить доктрину Ума с тем фактом, что Рух, или Р у а х, фактически означает сам Дух? А фраза "Ахат Р у а х Элохим Х и и м" (числовое значение: 777) – "Един Дух (не Воздух) Богов Жизни"? Не правильно ли Воздух, элемент, связываемый с Меркурием, считать и Дыханием Жизни, и Словом, и самим Логосом?
В поисках ответов ученику рекомендуется обратиться к какому–нибудь менее сырому, пунктирному, элементарному и поверхностному трактату, чем наше филино-глазое, пингвино-крылое, мушино-мозгое жужжание. И все таки, хотя Воздух ни в какой системе не является низшим и не может претендовать на святость на основании доктрины об автоматическом растворении Малкут в К е т е р, следующее рассуждение нельзя назвать совсем уж неубедительным и неуместным.
Центр Р у а х находится в воздушной С е ф и р е Тифарет, которая есть первородный Сын Отца и Солнце, первая эманация творящего Фаллоса. Этот Сын происходит непосредственно от матери Бина через путь буквы Заин (тонкое интуитивное чувство), приобщаясь тем самым к природе Н е ш а м ы. От отца же, С е ф и р ы Х о к м а, он получает информацию через путь буквы Хе, Великой Матери, Звезды, нашей Госпожи Н у и т.
Как чудесно этот факт подтверждает перестановку Ату IV и XVII, подробно объясненную выше: как связующее звено между Х о к м а и Тифарет, Император не имел бы большого значения, и эта замечательная доктрина Трех Матерей была бы утрачена.
Так что творческий импульс передается ему всеми возможными способами. Наконец, от К е т е р, высшей С е ф и р ы, прямо на него опускается путь буквы Г и м е л, Верховной Жрицы. Триединый свет Посвящения, Три–в–Одной, Тайная Мать во всей ее многообразной полноте – они, и только они дают ему тройное благословение Вышних!
На карте изображен Меч Мага, увенчанный диадемой чистого Света о двадцати двух лучах. Число это указывает на Ату; кроме того, 22 = 2 х 11: магическое проявление Х о к м а, Мудрости, Логоса. На клинке поэтому начертано Слово Закона. От Слова исходит сияние Света, рассеивающее темные тучи Ума.
МИР. Двойка Мечей
Эта карта соответствует элементу Воздуха. Масть Мечей, управляющая всеми интеллектуальными проявлениями, всегда запутанна и беспорядочна и более, чем любая другая масть, подвержена переменам. Она представляет общую встряску в результате конфликта Огня и Воды в их браке; с появлением же Земли начинается кристаллизация. Но чистота и возвышенность таковы, что в данной карте проявляется лучшая идея масти. Энергия пребывает над атакой раскола. Этот относительный покой подчеркивает и соответствие карты Луне и Весам.
Луна изменчива, но Природа спокойна, Весы же представляют баланс; вместе они регулируют энергию Мечей.
На карте изображены два скрещенных меча; их соединяет голубая роза с пятью лепестками. Эта роза представляет гармонизирующее влияние Матери, которая примиряет скрытый в масти Мечей антагонизм. Роза испускает белые лучи, из которых складывается геометрический узор, подчеркивающий равновесие символа.
ПЕЧАЛЬ. Тройка Мечей
Бина, Великая Мать, управляет здесь сферой Воздуха. За этим фактом стоит очень сложная доктрина, которую следует изучать по книге "Видение и Голос".
В данной карте Бина – не благодетельная Мать, составляющая Троицу вместе с К е т е р и Х о к м а. Она представляет тьму Великого Моря.
Это подчеркивается Небесным Владычеством Сатурна и Весов.
Эта карта темна и тяжела; так сказать, утроба Хаоса. В ней есть огромное затаенное желание творить, но ее дети – чудовища. Это может означать высшее преодоление естественного порядка. Здесь Тайна и Извращение.
На картине изображен великий Меч Мага острием вверх; он рассекает соединение двух коротких кривых мечей. Этот удар уничтожает и розу. На заднем плане в непроглядной ночи зарождается буря.
ПЕРЕМИРИЕ. Четверка Мечей
Число Хесед, Четыре, здесь проявлено в сфере Разума. С е ф и р а Хесед связана с Юпитером, который и управляет Весами в этом декане. Итак, в символизме нет противоречий, и потому карта провозглашает идею авторитета в интеллектуальном мире. Это утверждение догмы и закона, бегство от ментального хаоса и произвольности, призыв к договору.
Рукоятки мечей образуют крест Св. Андрея: эта форма указывает на фиксацию и жесткость. Острия спрятаны в большой розе о сорока девяти лепестках, что изображает общественную гармонию. И здесь мы видим компромисс.
Умы, слишком ленивые или трусливые для того, чтобы самостоятельно разрешать свои проблемы, радостно приветствуют эту политику умиротворения. Как всегда, Четверка – ограничение; поскольку в данном случае никакого оправдания покоя нет, нарушающая его Пятерка не обещает прогресса; статическое притворство беспорядочно валится в плавильный котел, и результатом является лишь хаос, о котором обычно сигнализирует вонь. Но это необходимо!
ПОРАЖЕНИЕ. Пятерка Мечей
Гебура, как всегда, производит раскол; но, поскольку здесь Венера руководит Водолеем, причиной катастрофы скорее является слабость, чем избыток силы. Интеллект, ослабленный сантиментами. Поражение по вине пацифизма. Может подразумеваться и предательство.
Рукоятки мечей образуют перевернутую пентаграмму – символ зловещих тенденций. Но мало того: все рукоятки разные, все клинки погнуты или щербаты. Они производят впечатление упадка; лишь самый нижний меч направлен острием вверх, но это и самое ненадежное оружие. Роза, которую мы видели на предыдущей карте, совершенно исчезла.
Историк будет рад показать вам две совершенные иллюстрации характера этой и предыдущей карт в рождении Эонов 1) Осириса и 2) Гора. Он отметит упадок Благодати, характеризовавшей Спарту и Рим и закончившейся с установлением Р а х К о т а п а. По мере упадка Добродетели Империю изнутри разъедала коррупция.
Эпиценические культы Диониса (в его выродившейся форме), Адониса, Кибелы, ложной Деметры и обесчещенной Исиды вытесняли суровые ритуалы истинных Солярно–Фаллических богов, пока наконец (когда хозяева окончательно потеряли уважение, а с ним и послушание местного и пришлого плебса) самые низменные из всех рабских культов, обрядившиеся в басни самых подлых паразитических рас не овладели всем тогдашним миром и не погрузили его во тьму на пять столетий. Историк с удовольствием покажет вам аналогичные явления, свидетель которых – уже нынешнее поколение.
НАУКА. Шестерка Мечей
Тифарет демонстрирует идею любой масти полностью утвердившейся и уравновешенной. Это особенно верно в данном случае, поскольку сам интеллект связан с числом Шесть. Меркурий в Водолее представляет небесную Энергию, воздействующую на Херуба Человека, разумность и человечность.
Но это далеко не все, что содержится в этом символе. Совершенное равновесие всех ментальных и моральных качеств, которого трудно достичь и которое почти невозможно поддерживать в постоянно меняющемся мире, провозглашает идею Науки в самом полном ее смысле.
Богато украшенные рукояти Мечей составляют гексаграмму. Их острия касаются внешних лепестков красной розы на золотом кресте, составленном из шести квадратов. Итак, Крест Розы – центральный секрет научной истины.
ТЩЕТНОСТЬ. Семерка Мечей
Н е ц а х в масти Мечей не представляет такой катастрофы, как в других мастях, ибо название этой С е ф и р ы Венеры означает "Победа". Итак, имеется смягчающее влияние, которое еще подчеркивается небесным правлением Луны в Водолее. Поэтому последствия интеллектуального крушения в этой карте не так суровы, как в Пятерке. Налицо колебания, стремление к компромиссу, некоторая терпимость. Но при определенных обстоятельствах бедствие может быть большим, чем когда бы то ни было. Это зависит от успеха политики и всегда под сомнением, пока существуют резкие, бескомпромиссные силы, для которых мы – естественная жертва.
Эта карта, как и Четверка, предполагает политику умиротворения.
На картине мы видим шесть Мечей, рукояти которых образуют полумесяц, а острия встречаются ниже центра карты, наползая на клинок гораздо большего, направленного вверх меча: спор многих слабых с одним сильным. Усилия последнего тщетны.
ПРЕПЯТСТВИЕ. Восьмерка Мечей
Восьмерка, число Ход, обозначает здесь недостаток настойчивости в вопросах интеллекта и спора. Даже у таких слабых усилий – хорошая судьба благодаря влиянию Юпитера, управляющего деканом в Близнецах. Но случайные препятствия постоянно мешают Воле.
В центре изображены два длинных Меча, направленных вниз. Их пересекают шесть маленьких мечей: по три в каждую сторону. Они напоминают нам о национальных и культовых видах оружия.
ЖЕСТОКОСТЬ. Девятка Мечей
Девятка, число Йесод, возвращает Энергию к Срединному Столпу Древа Жизни. Прежний беспорядок исправляется. Но общая идея масти неуклонно продолжает вырождаться. Мечи уже представляют не столько чистый интеллект, сколько автоматические всплески бессердечных страстей. Сознание вошло в сферу, не просвещенную разумом. Это мир бессознательных первобытных инстинктов, мир психопата, мир фанатика.
Небесный управитель – Марс в Близнецах, ничем не ограниченный грубый голодный гнев; внешне интеллектуальный, но по нраву – инквизитор.
Картина показывает нам девять мечей различной длины, все колют вниз, все зазубрены и ржавы. С их клинков капают яд и кровь.
Есть лишь один способ взаимодействия с этой картой: пассивное сопротивление, смирение, принятие мученичества. Не чужда ей и другая формула: непримиримая месть.
РАЗРУШЕНИЕ. Десятка Мечей
Десятка, число Малкут, как всегда, представляет кульминацию неослабленной энергии идеи. Здесь она показывает безумный ум, шаткий бунт бездушного механизма, логику сумасшедших и (большей части) философов. Это разум, разлученный с реальностью.
Этой картой управляет Солнце в Близнецах, но меркурианское воздушное качество Знака рассеивает солнечные лучи; карта изображает разрыв гармонической, устойчивой энергии и внесение в нее беспорядка.
Рукоятки Мечей занимают положения Сефирот, но при этом мечи с первого по пятый и с седьмого по девятый разбивают центральный (шестой) меч, представляющий Солнце, Сердце, дитя Х о к м а и Бина. Десятый меч тоже раскалывается. Это разрушение Интеллекта и вообще всех ментальных и моральных качеств.
В "Ицзин" Солнце в Близнецах является достоинством гексаграммы 43, Г у а й. Это Фаллос в Водном качестве. Это значение вполне гармонирует со значением Десятки Мечей. Г у а й символизирует угнетение Творческого импульса, слабость, испорченность, мираж, влияющий на сам принцип. Но, если рассматривать эту гексаграмму как орудие или метод, то она советует правителю очистить государство от недостойных чиновников. Интересно, что китайские схоласты именно с этой гексаграммой связывают изобретение письменных иероглифов, заменивших боле древнее узелковое письмо. Близнецами управляет Тот; десятка – ключ Порядку; Аполлон (Солнце) – покровитель литературы и искусств. Поэтому такое предположение может оказаться по крайней мере не менее подходящим к каббалистическим соответствиям, чем к их двойному подчеркиванию Воды и Солнца. Не считая этого, параллель – вполне четкая.