источник: Хайо Банцхаф "Таро и путешествие героя"
Раскинуть карты, чтобы получить ответ на вопрос – это всего лишь один из способов работы с Таро. В этой книге описывается другой способ, менее распространенный, зато позволяющий проникнуть в глубинный смысл карт. Двадцать две карты Старших Арканов рассматриваются здесь как значимые вехи, как архетипические указатели на пути к трудной цели – к целостности. Взаимосвязи, возникающие при этом между отдельными картами, не только освещают текущую ситуацию с новой, часто неожиданной стороны, но и знакомят человека с той прекрасной жизненной философией, которая заключена в Таро. Тот, кто даст себе труд познакомиться с этим древним знанием и понять его, не только приобретет источник полезных советов в любой житейской ситуации, но и сумеет проникнуть в смысл тех задач, событий, кризисов и успехов, с которыми сталкивает нас жизнь, и научится использовать их для своего дальнейшего внутреннего роста.
Использование карт Таро выходит за рамки обычных раскладов. В данном подходе, представленном в книге, 22 Старших Аркана рассматриваются как важные шаги на пути к внутреннему единству. Анализ связей между картами помогает раскрыть новые аспекты текущей ситуации и погрузиться в богатую философию Таро. Ознакомившись с этим древним знанием, человек получает не только практические советы для повседневной жизни, но и способность глубже понимать смысл жизненных испытаний, кризисов и побед, что способствует его дальнейшему развитию.
Описывая этапы жизненного пути, автор отмечает, что многие читатели смогут узнать в них себя. Это связано с тем, что 22 карты Старших Арканов представляют собой универсальный путь, доступный каждому, хотя не все доходят до конца. Один и тот же набор этапов может проявляться в разных сферах жизни, повторяя общую структуру всего пути, что соответствует принципу единства макро- и микрокосмов. Следовательно, человек может одновременно находиться на разных стадиях в различных аспектах своей жизни:
Общая жизнь: Этап Повешенного, который может требовать пересмотра ценностей вне зависимости от возраста.
Карьерная сфера: Карта Мира, свидетельствующая о нахождении человеком своего истинного призвания.
Партнерские отношения: Между Дьяволом и Башней, что может говорить о наличии зависимости и стремлении к освобождению, либо осознании теневых сторон личности через конфликты.
Личное развитие: Этап Звезды, когда после прохождения кризиса (Башня) человек обретает новые надежды, но ещё не воплотил их в реальные достижения.
Новые проекты: Этап Колесницы, когда, разработав план (Верховный жрец) и сделав выбор (Влюбленные), человек переходит к активным действиям.
Творческая деятельность: Этап Императрицы, когда идея (Маг) формируется в сознании (Жрица) и ожидает воплощения (Император).
Самопознание: Этап Отшельника, когда человек углубляется в размышления о своем внутреннем мире и пересматривает свои жизненные задачи.
Таким образом, изучение Таро помогает не только анализировать текущие обстоятельства, но и сознательно двигаться вперед, объединяя различные аспекты жизни и стремясь к внутренней гармонии.
Происхождение и смысл
История путешествия героя — одна из самых древних сюжетов, лежащих в основе многих мифов, сказок и легенд. Она повествует о том, как герой отправляется в путь, чтобы преодолеть трудности и совершить подвиг. Независимо от культуры или народа, за каждым подобным рассказом скрывается общий сценарий. Этот сценарий не является плодом чьего-то воображения, он отражает знания, накопленные душой в процессе её эволюции. Эта древняя сказка служит своеобразным руководством для героя, напоминающим ему о его миссии на Земле.
Многие учёные, включая этнологов, психологов, философов и социологов, исследовали корни этого сюжета, пытаясь понять его происхождение. Особенную роль сыграл Карл Густав Юнг, который ввёл понятие "память души" или "родовая память". По мнению Юнга, помимо внешних различий, таких как возраст, раса и пол, люди обладают общим наследием — коллективным бессознательным. Оно объединяет всех людей и содержит архетипы — изначальные образы, присущие человеческому сознанию. Одним из таких архетипов является "старый мудрец". Даже если человек никогда не встречал такого персонажа в реальной жизни, он может узнать его, например, во сне, поскольку этот образ хранится в коллективном бессознательном. Аналогично, образ "ангела" также встречается в наших сновидениях, несмотря на то, что вряд ли кто-то видел ангелов в реальности.
Путешествие героя представляет собой архетипический сюжет, состоящий из определённых этапов. Мы узнаём эти образы в любых их проявлениях, потому что они являются частью нашего коллективного бессознательного. Как писал немецкий филолог Вальтер Нуркерт, жизнь ставит перед героем вызов, отправляя его на поиск недоступного сокровища, и этот путь состоит из ряда последовательных этапов.
Начало истории героя обычно связано с какой-то потерей, угрозой или задачей, которую ему предстоит решить. Отправляясь в путь, он встречает как врагов, так и союзников, находит магическое средство, которое помогает ему победить главного противника, хотя славу за это нередко получают другие. Затем герой возвращается домой, разоблачает предателей и обманщиков, женится на принцессе и наследует королевство.
Этот сюжет существует в многочисленных устных и письменных вариантах, но единственный известный визуальный вариант — это 22 Старших Аркана Таро. Их сюжеты не только отражают определенные этапы Путешествия Героя, но и выстроены в определенную последовательность, позволяя осознать закономерности этого пути.
Некоторые из важнейших сюжетов, вероятно, были заимствованы "с неба": движение Солнца и Луны определяет ритм человеческой жизни. Чтобы действительно понять значение этих светил для древних, нужно отвлечься от открытий Галилея и Коперника.
Хотя сейчас мы знаем, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, наши глаза продолжают наблюдать восход солнца на востоке и закат на западе. Научные открытия последних столетий не изменили этой картины. Если мы хотим понять историю, рассказанную нашей душой, следует доверять своим глазам и воспринимать мир так, как его видели древние.
Согласно их представлениям, в центре мира находилась Мировая Гора, на которой жили люди. Слева и справа от неё стояли мощные колонны, увенчанные Луной и Солнцем соответственно. Небосвод держался на этих столбах, защищая и укрывая человечество.
Такое представление о мире было представлено на древней вавилонской схеме. Мировая Гора возвышалась посреди острова, окружённого Великим Океаном. Небесные сферы, по которым двигались планеты, поддерживались краями горизонта, а глубоко под землёй находилось Подземное Царство.
Эта схема объясняет два феномена, которые давно волновали человеческое воображение: каким образом солнце, заходящее на западе, каждое утро снова появляется на востоке? Как оно совершает переход? Никто точно не знал, что делает солнце ночью, но каждое утро оно неизменно появлялось с другой стороны. Различные теории предлагали, что солнце, уходя через западные ворота, садилось на лодку (часто ассоциировавшуюся с серпом луны) и плыла назад по ночному небу. Поскольку чёрное ночное небо напоминало море, это путешествие солнца превратилось в путь героя по Море Ночи.
В некоторых регионах, особенно на морских побережьях, возникло убеждение, что заходящее за горизонт солнце умирает, и его дух превращается в ночное солнце, проходящее путь через Подземное царство. Так появились легенды о нисхождении в Подземное царство, о страданиях душ умерших, лишенных солнечного тепла и света, и их радости, когда солнце опускалось в мир теней. Также возникла вера в "полночный час духов", когда силы тьмы сражаются с силами света, и победа последних приводит к новому восходу солнца, ежедневно демонстрирующему свою непреклонную силу.
Движения Луны, второго по важности светила на нашем небе, также породило множество легенд. В конце своего цикла, на исходе лунного месяца, тонкий серп старой луны виден над восточным горизонтом. После трех безлунных ночей молодой месяц появляется там, где заходит солнце, то есть над западным горизонтом. Легко предположить, что в течение этих трёх дней луна путешествовала по Подземному царству, так как иначе она не смогла бы вернуться в верхний мир на западе, оставив его на востоке. Подобные небесные явления легли в основу преданий многих народов о герое, спускающемся в Подземное царство, совершающем там подвиг и возвращающимся или воскресающем через три дня. Этот сюжет знаком нам по Ветхому Завету и особенно по Евангелиям: "...и распятие и смерть претерпели изволил еси, и погребение приял еси тридневное, нисшедши во ад, и спустя три дня воскрес из мертвых".
Древние египтяне, сохранившие для нас важную символику Путешествия Героя и Старших Арканов Таро, почитали солнечного бога Ра, чей путь они описывали яркими образами. В своей ладье, известной как "Ладья Миллионолетия", Ра ежедневно путешествовал сначала по дневному, а затем по ночному небу.
22 карты Старших Арканов также воспроизводят этот сюжет: карты с однозначными числами, от 1 до 10, символизируют дневной путь солнца, а карты с двузначными числами, от 11 до 18, его ночной путь через подземное царство и возвращение к свету. Эти пары карт связаны не только по смыслу, но и нумерологически.
Ключевыми точками на этом пути являются карты Отшельника и Луны. Если символ Рака отчетливо представлен на Аркане Луны, то Аркан Отшельника требует знания астрологии, связанного с Сатурном и Козерогом. Таким образом, в Старших Арканах отражается структура календаря с его ключевыми моментами, тропиками Рака и Козерога. Основная тема обоих путей обозначена уже в первых двух картах. Первая карта, Маг, олицетворяет мужской путь, путь к сознанию. Вторая карта, Жрица, символизирует женский путь, путь к тайнам подсознания, ведущий по двузначным картам. Это не два разных пути, мужской и женский: чтобы достичь целостности, и мужчине, и женщине необходимо пройти оба этих пути. Так же и путь Героя — это одновременно и путь Героини, даже если в большинстве сохранившихся мифов главный подвиг совершается мужчиной.
В аналитической психологии К. Г. Юнга становление человеческой личности определяется как процесс индивидуации, Дневной путь Солнца и путешествие по Подземному царству в рисунках Старших Арканов в ходе которого человек должен осознать свою индивидуальность, развить ее и выработать оптимальную модель поведения, чтобы достичь самореализации и в конечном итоге обрести целостность. Как и путь Солнца по небосводу, этот путь тоже состоит из двух частей: в первой половине жизни человек развивается и реализует себя "изнутри вовне", во второй же он возвращается к своей тени, ища "путь к себе". Результатом или, во всяком случае, целью этого процесса индивидуации является зрелая, интегрированная личность, достигшая целостности. Именно такую личность отображают три последних Аркана, XIX–XXI, достичь которых может лишь тот, кто прошел оба мира. Они означают возвращение к Свету (Солнце), мистерию трансформации (Суд) и вновь обретенный рай (Мир). Двадцать вторая карта, Шут, имеет номер 0. Она олицетворяет самого Героя, идущего путем Солнца, чтобы совершить свое Великое Делание. Именно о нем говорит шекспировский шут: "Дурость, сударь, вроде как солнце, ходит своими путями". — (В. Шекспир, "Двенадцатая ночь", Акт III, сцена 1).
Герой повести
Странно, что героем, одолевающим трудный путь, оказывается Шут, не правда ли? Для нас сегодня герой – существо совсем иного рода. Герой отважен, силен, он никогда не ошибается, соображает быстрее других и окружен аурой неизменного победителя. Но если обратиться к истории, то окажется, что такой герой–победитель – образ сравнительно поздний, даже если первые его образцы, как Гильгамеш, Геракл, Орион или Персей, насчитывают уже три или четыре тысячи лет. Все эти герои – мужчины, они возникли в эпоху раннего патриархата и сильно отличаются от своих предшественников, тоже нам известных. Их образы сохранились в устной традиции, в сказках и легендах. В них герой, по крайней мере, вначале, не отличается никаким особым мужеством, силой или сообразительностью. Наоборот, он всегда самый младший, самый неопытный, самый глупый. Однако, как ни странно, именно ему, этому "дурачку", удается совершить подвиг.
Сценарий у всех этих легенд одинаков. Чаще всего в нем идет речь о процветавшем когда–то царстве–государстве на которое вдруг упала черная тень угрозы. Царь бросается в поисках героя, готового рискнуть жизнью и спасти государство. Обычно у самого царя три сына, и двое старших первыми берутся за дело – иногда добросовестно, иногда не очень, но всегда безуспешно. Когда же в путь отправляется самый младший, то все смеются над ним, считая, что его затея заведомо обречена на провал. Да он и сам знает, что до сих пор ничем не отличился, ни умом, ни силой. И тем не менее он берется за дело. И после множества испытаний, встреч и чудесных событий раздобывает недоступное сокровище, привозит его домой и спасает государство от гибели. Царь же ожидает победы от кого угодно, в первую очередь, конечно, от своих старших сыновей, почти таких же умных и смелых, каким он сам был когда–то, но только не от дурачка–младшего.
Есть, конечно, и "женские" версии этой истории, где главная героиня — младшая дочь, а не её старшие (зачастую злобные) сестры. Возьмите, к примеру, Золушку, Психею или младшую дочь короля Лира.
Именно в этом и заключается основной урок большинства сказок всех времён и народов. Они учат нас тому, что решение самой сложной проблемы зачастую находится там, где его меньше всего ожидают. Мария-Луиза фон Франц прекрасно выразила эту мысль: "Дурачок, — пишет она, — символизирует чистоту и незапятнанность личности. Это качество важнее интеллекта, самодисциплины и прочего. Благодаря именно этому качеству во всех сказках ему так везёт". Вот почему главным героем в истории, рассказанной Таро, является Шут. Однако это вовсе не значит, что речь идёт о путешествии шута. В путь отправляется простой дурачок, но вскоре он взрослеет и умнеет. Правда, в конце истории ему снова предстоит стать шутом, но это уже мудрый шут, чья простота и скромность совершенно отличаются от первоначальной. Подобно Парсифалю, который вышел в свет в одежде шута, а в конце легенды благодаря своей чистоте нашёл Чашу Грааля, наш Шут в начале повествования предстает перед нами как простодушный дурачок, а в конце обретает высшую простоту души, то есть мудрость.
На карте Шут сопровождается собакой, символизирующей природные инстинкты, которые помогают человеку и защищают его на сложном пути. Не подозревая об опасности, он шагает прямо по краю пропасти, но мы знаем, что он не упадет. Собака своим лаем предупредит его — или, что более вероятно, отвлечёт его в другую сторону, и Шут так никогда и не узнает, что находился на грани гибели. Снежные вершины на заднем плане олицетворяют высоты, которые Шуту предстоит покорить на своём пути. Это горы, на одной из которых живёт отшельник, символизирующий цель первого этапа пути по однозначным картам. Цель заключается в познании, точнее, в самопознании. Всё необходимое для этого пути хранится в котомке Шута, содержание которой вызывает множество предположений. Шелдон Копп, пожалуй, наиболее точно описал её, назвав "кладезем невостребованных знаний".
Это состояние характерно не только для сказочного Шута, но и крайне важно для нас самих. Шут — это человек, который либо вообще не обладает знаниями, либо владеет ими, но не использует. В любом случае, знание, которое могло бы пригодиться в конкретной ситуации, не мешает ему подходить к ней непредвзято. В некотором смысле Шут олицетворяет нашего "внутреннего ребёнка", а дети, как известно, обожают пробовать всё новое и, играя, исследовать неизведанное. Очевидно, что такая открытость и непредвзятость — наилучший способ познать и осознать что-то новое. Неудивительно, что Уэйт называл эту карту "Дух в поиске познания".
По мере взросления мы всё чаще полагаемся на однажды усвоенные представления и шаблонные модели мышления. Это даёт нам (иллюзию) уверенности в своей правоте и правильности восприятия окружающего мира, иными словами, в его неизменности. Каков мир на самом деле и как он изменяется, нас интересует всё меньше. Постепенно мы начинаем жить в мире собственных представлений, гордясь тем, что называем это "жизненным опытом", который на практике постоянно препятствует нашему продвижению, когда мы сталкиваемся с чем-то новым. Конечно, легче вернуться к старым шаблонам, ведь они неоднократно выручали нас в прошлом. Но результат неизбежен: жизнь становится всё более однообразной, радость исчезает, и основным чувством становится скука. И вот второй результат: реальная жизнь настойчиво вторгается в наш мир привычных представлений, вынуждая нас переживать очередной кризис и разрушать устаревшие шаблоны, которые больше не соответствуют действительности.
Снежные вершины на заднем плане карты Шута — это отдалённый для него мир Отшельника. Они символизируют высоты, которые Отшельнику уже удалось покорить на пути познания, а Шуту ещё только предстоит их преодолеть.
Шут, наоборот, олицетворяет самую простую и радостную часть нашей души, которая не задаётся вопросом, правильно ли она поступает, а просто наслаждается новыми ощущениями, радуясь и не боясь ошибиться, выглядеть глупо или смешно. Если что-то не получается, он просто пытается снова, и так до тех пор, пока дело не удастся, или пока душа не утратит к нему интерес. Шут способен искренне радоваться каждому новому чуду, которое преподносит ему жизнь, и самой жизни, наполненной такими чудесами.
Ключевые слова к карте Шута:
Архетип – ребенок, наивный дурачок;
Задача – непредвзятое восприятие нового, познание через игру – радость жизни, накопление опыта "играючи";
Риск – остаться неотесанным, неумелым, легкомысленным, глупым;
Жизнеощущение – предприимчивость, привычка доверять инстинкту, удивительная открытость, ничем не замутненная радость жизни, любознательность, желание все испытать самому.
Небесные родители
мужское – женское
активность – активность
правое – левое
верх – низ
день – ночь
солнце – луна
прилив – отлив
осознаваемое – неосознаваемое
дух – душа
логика – чувства
ощущение – интуиция
количество – качество
иметь – быть
проницательность – проницаемость
вмешательство – невмешательство
зачатие – восприятие
напряжение – расслабление
обновление – сохранение
акция – реакция
экстраверт – интроверт
произвольно – непроизвольно
понятие – образ
логос – эрос
причинность – аналогия
абстрактное – конкретное
анализ – синтез
1 3 4 5 6 7 8 9 10