Гадание на таро. Таро и путешествие героя (5)

источник: Хайо Банцхаф "Таро и путешествие героя"

СОЗРЕВАНИЕ

таро

Карта Справедливости традиционно считается восьмой среди Старших Арканов. Уайт в своей колоде переместил ее на одиннадцатое место. Тем не менее эта карта олицетворяет первый опыт, приобретаемый человеком, когда он покидает родительский дом и вступает во внешний мир, поэтому место ее в последовательности этапов путешествия героя все–таки восьмое.


Теперь герой достиг совершеннолетия и должен сам отвечать за свои поступки – именно об этом говорит карта Справедливость. Если в доме он подчинялся лишь семейным правилам и обычаям, то теперь ему предстоит познакомиться с законами общества. Если раньше о нем заботились, то теперь любые удобства и неудобства будут результатом лишь его собственной заботы о себе. Ему придется понять, что он пожнет то, что посеял, и получит то, что заслужил. Справедливость на этой карте изображена в виде богини Дике, зубчатая корона на голове которой символизирует ее роль как защитницы города и цивилизованного порядка. В правой руке она держит меч, символ вынесения и исполнения приговоров.


На рисунке видны правая часть сиденья трона и правая ступня богини, что подчеркивает значение этой карты олицетворения права и правоты, ибо правая сторона соответствует разуму, сознанию. В целом карта означает тщательно обдуманный выбор, суждение, продиктованное разумом, прошедшее критическую проверку и основанное на объективных данных. Весы в левой руке фигуры показывают, что интуиция и чутье (чувство справедливости) также не забыты. Однако основной акцент делается все–таки на праве и разуме. Таким образом, карта Справедливости, символизирующая мудрое, продуманное решение, образует полярную противоположность к карте Влюбленных, означающей выбор по спонтанному велению сердца. Между этими обеими картами находится Аркан Колесницы, обозначающим наступление фазы осознанных решений, переход от спонтанности к продуманности и ответственности. Если выложить эти карты одну за другой, то будет видно, что черный сфинкс, символ бессознательного, расположен со стороны карты Влюбленных, а белый сфинкс (сознание) связывает Колесницу со Справедливостью.


В таком сопоставлении карт не содержится никакого оценочного суждения: ни одна из них не лучше и не хуже другой. Есть ситуации, когда выбирать нужно сердцем, но есть и такие, где не обойтись без помощи критического разума. Смысл этой карты – в созревании сознания, в обретении им способности принимать решения, и символом такого ясного сознания является меч в руке у богини. В мифах этот момент достижения зрелости описывается как сцена обретения героем меча. Это и Зигфрид, отковавший заново сломанный меч отца, и Артур, единственный, кто сумел вытащить из и камня Экскалибур, и Парсифаль, нашедший свой меч во время первого (случайного) посещения замка Грааля.


Отправляясь в путь, герой не владеет ничем, кроме посоха, опору которого могут также исполнять копье или дубинка, символизирующая отвагу и силу воли. Это – оружие естественное, подобное тому, с помощью которого двое легендарных юношей совершили свой первый подвиг: Давид, убивший Голиафа камнем и Парсифаль, поразивший дротиком Красного Рыцаря. Но настает пора учиться умерять безрассудную отвагу, закалять волю и поверять кипучую жажду деятельности трезвым умом, ибо без этого невозможно справиться с новыми задачами. Чтобы стать рыцарем, дерзкому юнцу нужно научиться тщательно взвешивать последствия своих действий. Подобно мечу, этот навык не дается сразу готовым: его нужно долго оттачивать, шлифовать и закалять, прежде чем научиться мастерски владеть им и заслужить посвящение в рыцари. А кем герой станет потом защитником бедных и угнетенных, подобно Робину Гуду, воином духа, разыскивающим священный Грааль, или жестоким и безжалостным рыцарем–разбойником, – покажет время. Ибо разум, как и меч, тоже может быть обоюдоострым. Хотя ум, знания и опыт всегда ценны, а в дальнейшем пути без них и не обойтись, однако ум может обернуться хитростью, подлостью и коварством, превратив человека в расчетливого, изворотливого лжеца, способного на любое предательство.


Так символика карты переходит в свою противоположность: рассудок становится предрассудком и, что гораздо хуже, суждение становится осуждением. Такое стремление судить всех и вся Элиас Канетти называл болезнью, подчеркивая, что болезнь эта распространена настолько, что на Земле нет, наверное, ни одного человека, ею не переболевшего: "Человек присваивает себе таким образом власть судьи. Но это только кажется, что судья находится между обеими противоборствующими сторонами, на границе, отделяющей добро от зла. Любой судья безусловно причисляет себя к поборникам добра, и свое право на эту должность он обосновывает прежде всего тем, что стоит на стороне добра так твердо, как будто на той стороне и родился и ему положено судить, вот он и судит. И его приговор имеет силу. Потому что судит он лишь о вещах, в которых разбирается профессионально, и его умение различать добро и зло основано им на богатом опыте. Однако и те, кому судить не положено, – предостерегает Канетти, — кому никто никогда этой должности не предлагал и, находясь в здравом уме, не предложит, берутся судить и судят обо всем на свете. Профессионализмом тут и не пахнет, и все же людей, воздерживающихся выносить приговор, потому чти им совестно, можно пересчитать по пальцам".


таро 2

Еще одно значение карты Справедливости состоит в том, что привлечь к ответственности или к суду можно лишь того, кто достиг совершеннолетия, то есть несет ответственность перед законом. Ребенок такой ответственности не несет. Его нельзя привлечь к суду. Однако молодой, а тем более взрослый человек уже должен в полной мере отвечать за свои поступки, и именно об этом говорит эта карта. Она подчеркивает важнейшую сторону зрелого эго – готовность отвечать за себя и других. Человек, пытающийся избежать этого этапа, систематически уклоняющийся от ответственности и связанных с нею трудностей, остается незрелым, инфантильным, то есть, по сути, ребенком, сколько бы ему ни было лет. Такого человека легко узнать по тому, что он никогда и ни за что не отвечает, не умеет достойно проигрывать, а виноват у него всегда кто угодно, только не он сам. Вместо этого он вырабатывает виртуозную и вместе с тем настолько нелепую тактику сваливания вины на других, что посторонним остается только удивляться, как ему удается выкрутиться из самых невероятных ситуаций, переложив всю ответственность на чужие плечи. Это – типичный образец детского, инфантильного сознания, поэтому не удивительно, что такие люди иногда впадают в другую крайность: они ноют и жалуются на то, что никому не нужны и вообще у них все получается не так, как надо.


Зрелое же эго сумеет взять на себя ответственность, когда есть, за что отвечать, но сумеет и отмежеваться четко и ясно, когда требования несправедливы. Такой человек признается в своих ошибках, не теряя при этом достоинства. Если незрелое или слабое эго смотрит на других с вечной завистью, невинно–нагло забирая себе лучший кусок, так и не сумев вырасти из детско–требовательного: "Я тоже хочу!", то зрелое эго умеет быть великодушным, уступать другим и вообще делать добро от души. Честная игра даже в трудных ситуациях, умение держать слово и доводить дело до конца, но также и умение твердо сказать "нет" – вот ценные плоды созревания эго, полноценное развитие которого и становится задачей данного этапа пути героя. А для этого ему прежде всего необходима способность суждения. Где же, как не здесь, может он отточить ее? Первая половина пути, посвященная развитию сознания, почти уже пройдена. Поэтому размещение карты Справедливости именно здесь, на VIII месте, представляется гораздо более обоснованным, чем передвижение ее на XI место в колоде Уайта.


Ключевые слова к Справедливости:


Архетип – ум;

Задача – осознание существующих законов, способность выносить разумные, взвешенные суждения, гражданское мужество;

Цель – ответственность, объективность, честная игра, уравновешенность, приобретение опыта;

Риск – самодурство, непогрешимость, предрассудки, желание судить, интриганство;

Жизнеощущение – ты пожинаешь то, что посеял, играй честно – и с тобой будут играть честно, прежде чем решать – подумай.


В старинных колодах, например, в Марсельском Таро, можно обнаружить и другие ассоциации, связывающие между собой карту Императора, правящего правой рукой (сознание), поддерживающего порядок и устанавливающего определенные границы, и карту Справедливости, отвечающей за правопорядок и неприкосновенность этих границ. Император связан с числом Четыре, удвоив которое, мы получим Восьмерку – число Справедливости. Точно такая же связь существует в этой колоде между числом Три, то есть Императрицей, правящей левой рукой, и удвоенной Тройкой, она же Шестерка, то есть картой Влюбленных, в свою очередь символизирующих выбор по велению сердца, которое, как известно, бьется слева. За этим кроется одна любопытная аналогия:


В матриархальных эпохах и структурах так же, как в раннем детстве (общение с матерью) все зиждется на обычае и велениях сердца. Теневая сторона этого – принуждение к общежитию, строгость традиций и правил, часто жестоких, кровная месть и излишняя эмоциональность приговоров (суд Линча). В патриархальных эпохах и структурах так же, как и в юношеском возрасте, доминирует обоснованное право и разумное взвешенное решение, теневой стороной чего, однако, становятся буквоедство и бюрократизм, самодурство, бездушие и бесчеловечность власти. Общинное сознание и общинную собственность матриархальных структур можно назвать архетипом Левого. Архетип же Правого воплощается в патриархальных структурах, поощряющих индивидуальное развитие (эго), утверждающих четкие границы всего и понятие личной собственности.

истинное Имя

таро 3

Завершается ряд однозначных чисел, завершается и путь Солнца по дневному небу. Образ Отшельника, стоящего на покрытой снегом вершине, раскрывает перед нами смысл этой карты: путь развития сознания окончен, мы достигли вершины тех знаний, которые могли приобрести на этом пути. В мифах и сказках это – этап отхода от дел, подведения итогов, или встреча с мудрым старцем, обитающим вдали от людей. Он дарит герою магические атрибуты, сообщает ему волшебное слово, которое будет хранить его в пути или пригодится, как "Сезам, откройся!", в самом его конце, чтобы герой мог совершить свой великий подвиг. Но самое главное – то, что именно здесь герой узнает свое истинное имя.


Знание своего истинного имени дает герою, а тем самым и каждому, прошедшему этот путь развития сознания, возможность наконец понять, кто он на самом деле. Абстрагируясь от всего, что ему до сих пор говорили родители, воспитатели, родственники или друзья. Такая самоидентификация – важнейший плод развития сознания, созревающий только в тиши уединения. Только так мы сможем понять, кто мы. При этом мудрый старец, как и все прочие архетипы или этапы, – всего лишь аллегория. Даже если мы действительно узнали что–то о себе от другого человека, все равно это – процесс, происходящий в нас самих, и другой человек понадобился нам как средство быстрее и лучше проявить себя. Поэтому нет смысла заниматься поисками мудрых стариков, чтобы кто–то из них открыл нам тайну, хотя такие встречи действительно могут оказаться интересными, – карта (этап) Отшельника позаботится об этом за нас. Гораздо важнее прислушаться к своему внутреннему зову, который в данном случае призовет нас именно уединиться где–нибудь в тиши, и последовать ему. Лишь там старый мудрец, обитающий внутри нас, скажет нам правду. Лишь там мы узнаем, кто же мы есть.


Сегодня проблема состоит в том, что тишины вокруг нас становится все меньше. Ее уже настолько мало, что найти тихое место, где можно было бы побеседовать со своим внутренним мудрецом, стало почти невозможно. Поэтому все меньше людей успевает узнать свое имя, то есть понять свое истинное предназначение. Тем сильнее большинство их пытается подражать кому–то, изображать из себя то, чем они не являются, считая именно это высшим шиком, пропуском в великосветскую тусовку или, как еще теперь выражаются, "крутизной". Каждый человек родится редчайшим оригиналом, но умирает большинство из них жалкими копиями. Недаром К. Г. Юнг считает нашу природную способность к подражанию необычайно полезной для коллектива, но чрезвычайно вредной для индивида.


В легенде о Парсифале осознать это герою помогает его двоюродная сестра С и г у н. Прежде на вопрос, кто он такой, Парсифаль отвечал: я – маменькин сынок, солнышко или красавчик. Так обращалась к нему мать. Теперь же он узнал не только свое истинное имя, но и еще множество вещей, о которых на прежних этапах пути даже не задумывался. А еще он осознал свою вину. Вина его была в том, что, прибыв в первый раз в замок Грааля, он, по своей детской наивности и неподготовленности, не задал того самого важного вопроса, который как раз и должен был разрешить все и вся. Потому–то двоюродная сестра и назвала его Парсифалем, "Бедняжкой".


Рост сознания с древнейших времен связывается с осознанием собственной вины. Невозможно прожить жизнь, никогда ни в чем не провинившись. Место, занимаемое в жизни нами, в данный момент не может занимать никто другой. Мы не можем добыть себе пропитание, не убивая (даже если речь идет об "убийстве" растений) или не отнимая у других живых существ то, что создано ими, например, молоко и мед. "Для подсознания сознание – уже вина, – утверждает Эмма Юнг, – причем вина истинно трагическая, потому что только с помощью сознания человек может действительно стать тем, кем должен". Но если вина наших прародителей заключалась лишь в том, что они вкусили плод Древа Познания, то наша вина с тех пор заключается в недостаточном познании, и прежде всего – в недостаточном самопознании. Ибо после того, как Адам и Ева или, что то же, наш герой и мы с вами покинули рай неведения, теперь, в середине пути, нам придется преодолеть ту тьму полу-сознания, в которой мы заблудились, чтобы наконец выйти к ясному свету, освещающему путь к над-сознанию, которое и есть цель последней трети нашего пути.


Другой персонификацией этого архетипа в легендах о Граале служит Тревизент, дядя Парсифаля, живущий отшельником в хижине. В своих долгих поисках Грааля Парсифаль периодически навещает его, ища верный путь. Отшельник сообщает ему не только истинное имя, но и "волшебное слово": он нашептывает ему на ухо молитву, которую тот может произнести лишь в случае крайней опасности.


Узнав свое истинное имя, герой – как и мы с вами, – больше никогда не забудет его и от него не отречется. Иными словами, однажды поняв, кто мы на самом деле, мы должны понять и то, что должны теперь соответствовать своему званию и призванию, иначе нам придется, как Парсифалю, периодически возвращаться туда, где нам еще раз напомнят, кто мы есть. На карте это обособление, выделение себя из окружающей действительности символизируется капюшоном, которым Отшельник защищается от внешних воздействий. Его фонарь, по Уайту, это путеводный маяк: "Там, где сейчас я, можешь быть и ты". Тем самым он указывает, что эта встреча и это открытие тайны – не удивительный случай, выпадающий на долю немногих избранных, а этап развития сознания, доступный каждому, кто уединится в тиши.


Да и волшебное слово или магические атрибуты, подаренные старцем герою, встречаются не только в сказках. Это лишь символ чего–то, доставшегося человеку неожиданно. Это может быть, к примеру, мелодия, образ или фраза, камешек, перышко или просто слово, слог, знак. Узнается он по тому, что приходит "совершенно случайно", однако сразу же трогает человека до глубины души, а еще по той магической силе, которая от него исходит. Просвещенному уму подобные вещи могут показаться нелепостью. Но, они бывают. Тот, кому достался такой подарок, должен бережно хранить его до тех пор, пока тот не пригодится ему в по–настоящему трудной ситуации, особенно если будет очень страшно. И вот тогда, вспомнив эту фразу, образ или мелодию, дотронувшись до своего камешка или перышка он почувствует, как эта могучая сила приходит ему на помощь. Однако при этом нужно помнить о предостережениях, которыми эти подарки сопровождаются в сказках и мифах: их не продают и не покупают, их нельзя самому себе сделать или придумать, они должны прийти или найтись сами, использовать их можно лишь в самой критической ситуации, о них нельзя никому рассказывать и, конечно, их никогда и нигде нельзя забывать.


таро 4

Как это понимать? А очень просто. Эта "магическая сила", которая помогает нам в трудных ситуациях, живет в нашем подсознании. Есть люди, которые, поняв это, начинают эксплуатировать эту силу как раба, заставляя ее выполнять никчемнейшие и глупейшие желания своего разбушевавшегося эго и называя все это "позитивным мышлением". Похоже, что 90 процентов молящихся только ради этого и возносят свои молитвы. Лучше было бы, если бы они хотя бы задним числом от всей души однажды поблагодарили Бога за то, что Он не дал им осуществить свои жалкие желания и пустые планы. И все же, тем не менее, наше подсознание обладает огромной магической силой и способно помогать нам самым чудесным образом.


И, конечно, живет эта магическая сила не во фразе, не в образе или камешке, будь то даже специально изготовленный и по всем правилам заговоренный талисман. Это – обыкновенное чудо, каждодневно творимое нашим подсознанием. И чем больше мы будем рассказывать об этом или намекать таинственно и гордо о своей причастности к волшебству, чем чаще будем сообщать свое заветное волшебное слово другим, тем скорее лишим его магической силы. И останутся нам после этого лишь бездушные формулы, пустые слова, мертвые ритуалы, бессмысленные фразы и неодушевленные камешки. Волшебство исчезнет. Вот почему герой должен свято хранить этот подарок в своем сердце. Вот почему мы не должны забывать, что это именно подарок, который следует принимать с благодарностью, а вовсе не заслуга, которой наше "Я" могло бы хвалиться.


Мудрый старец, этот выдающийся архетип нашей западной культуры, представлен в образах многих знаменитых людей. Первым из них следует назвать Гермеса Трисмегиста ("Трижды величайшего"), легендарного жреца–мудреца, жившего, по разным источникам, то ли на самой заре древнеегипетской культуры и позже провозглашенного египтянами своим богом мудрости Т о т о м, то ли уже во времена Моисея, как показывает картина на мозаичном полу Сиенского собора. Алхимики, масоны, почти все тайные союзы и многие эзотерические общества называли его своим отцом–основателем или как–то иначе возводили к нему свои учения.

Не менее знаком нам и Мерлин, старый мудрец из легенд о короле Артуре. Или другой обитатель севера, древнегерманский бог мудрости Один, провисевший девять суток на мировом ясене по имени Иггдрасиль и так получивший свое посвящение. В знак того, что там он, помимо прочего, обрел способность "путешествовать в дальние края", то есть совершать астральные путешествия, его с тех пор всегда сопровождают два ворона. Исторической личностью, олицетворяющей архетип мудрого старца, является Фалес Милетский, философ, живший в VI веке до нашей эры. Греки называли его первым в числе своих семи мудрецов. До нас дошли два его высказывания, вполне характерные для Отшельника. На вопрос о том, что труднее всего на свете, он дал глубокомысленный ответ: "познать самого себя". А на последовавший за этим вопрос, что же тогда самое легкое, он – вероятнее всего, с улыбкой – ответил: "давать советы другим".


В рамках нашей иудео–христианской традиции наиболее известным представителем этого архетипа, следует считать Моисея. Он вернул самосознание ("истинное имя") целому народу, сорок лет вел его по пустыне к земле обетованной и передал ему божественные законы. Его восхождение на гору Синай и восприятие там божественных законов находят свою параллель в переходе от карты Отшельника к карте Колеса Фортуны.


Ключевые слова к карте Отшельник:


Архетип – мудрый старец;

Задача – отход от дел, путь внутрь себя, достойная серьезность, размышление, внутренняя собранность;

Цель – познать самого себя, защитить себя от внешних воздействий, создать свою систему ценностей, быть самим собой;

Риск – стать бирюком, чудиком, замкнуться в себе, озлобится;

Жизнеощущение – ясность и однозначность, внутренний покой, обретение себя и верность самому себе.

Призвание

таро 5

Обретя свое истинное самосознание, герой, следуя дальше по дневному пути Солнца, подходит к границе дня и ночи, чтобы найти там ответ оракула на свой вопрос: "В чем моя задача?" Лишь теперь, осознав себя, он готов задать этот вопрос и понять ответ на него.


Мало какой из Старших Арканов оброс таким количеством поверхностных или ложных интерпретаций, как Колесо Фортуны. Еще Уайт жаловался, что после Элифаса Леви все оккультные толкования этой карты стали просты до невероятия. В самом деле, понять значение десятого Аркана, исходя из одного лишь его названия, практически невозможно. Тем более, что и называют его по–разному, особенно в различных языках и колодах – Колесом Счастья, Судьбы, Фортуны или просто Фортуной, – однако ни один из этих вариантов не доходит до самой сути. Изображенное на карте колесо – это на самом деле Колесо Времени. В своем постоянном вращении оно привносит в мир все новые вещи, тогда как другие вещи уходят. То же символизируют две фигуры, изображенные по бокам колеса. Обе восходят к древнеегипетской мифологии: справа – Анубис, божество с головой шакала, олицетворяющее силы роста и обновления, слева – Сет, божество в образе змеи, символ уничтожения. В углах карты помещены четыре херувима, символизирующие четырех евангелистов, а также четыре стихии, обозначающие целостность творения. Их объединяет сфинкс, управляющий колесом. Его изображают в виде животного с лицом человека, крыльями орла, хвостом и когтями льва и туловищем тельца. Остается загадкой, почему в колоде Райдера–Уайта крылья у сфинкса отсутствуют, хотя в прежних колодах они видны совершенно явно.


Внутри колеса находятся алхимические символы соли, серы, ртути и воды, а на внешнем круге помещены латинские буквы слова "Тога" и еврейские буквы священной тетраграммы, она же Имя Божие: YHVH. Взятые в совокупности, эти символы означают формулу: становление, бытие и угасание – вот силы, вращающие Колесо Времени. Их олицетворением служат: творческий принцип роста (= Анубис), принцип сохранения и постоянства (= Сфинкс) и принцип упадка и уничтожения (= Сет), вместе образующие божественный закон (= Тора и YHVH), требующий от человека подниматься от низшего к высшему (= алхимическая символика).

Таким образом, Колесо Фортуны обозначает совокупность всех тех задач, которые мы должны выполнить на протяжении своей жизни. Когда бы нам ни выпала эта карта, она показывает, что то, о чем мы спрашиваем, решительно входит в нашу жизнь, чтобы стать нашим делом на данном этапе. Подобно мозаике, перед нами из отдельных аспектов постепенно складывается целостная картина, позволяя нам сначала догадываться об этой стоящей перед нами задаче, а потом все яснее видеть ее, хотя это не значит, что ее можно будет определить одним словом или свести к некоей краткой формуле. Эту задачу можно определить лишь описательно, как то испокон веков делали оракулы, давая герою ответ на вопрос, что ему следует делать: "Ищи скрытое!"


Тот, кто будет искать этому ответу психологическое объяснение, найдет его у К. Г. Юнга. Благодаря ему мы сегодня располагаем подробной характерологией, на первый взгляд очень схожей с "типами личности" древних. Юнг тоже различает четыре основных структуры личности, которые называет функциями сознания: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Отличие же этих функций от древних классических моделей, будь то четверица стихий – огонь, земля, воздух и вода, или четыре темперамента сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик, – состоит не столько в новом их обозначении или определении, сколько в динамике, введенной в них Юнгом.


Если прежние характеристики обычно содержали некое незыблемое "ядро", раз навсегда определяя человека как тот или иной конкретный или смешанный тип, то у Юнга человек всегда включает в себя все эти аспекты, только выражены они у него в разной степени. Изучая различные предания, мифы, сказки и алхимическую символику, а главное – работая с пациентами, как врач и терапевт, К. Г. Юнг убедился, что в первой половине жизни человек, как правило, раскрывает лишь три из этих четырех своих функций. Четвертая скрывается в подсознании. Она соответствует сказочным сюжетам о проданной душе или пропавшей в начале повествования жемчужине (= символ целостности).


Две пары родителей героя, отражающие как его происхождение, так и его врожденные способности, тоже представляют собой четверицу, все элементы которой герой объединяет в себе. Однако один (одна) из этих четырех родителей обычно воспринимается как "мачеха", и отношение к ней со стороны героя или героини бывает соответствующее. Обратиться к этой непроработанной стороне своей личности, принять ее и поднять ее на более высокий уровень и есть, по Юнгу, задача второй половины жизни. Это и есть, если возвратиться к написанному выше, поиск и нахождение скрытого.


Как это понимать? Очевидно, что мы развиваем наши сильные стороны за счет слабых. Чем сильнее развивается одна, самая сильная из четырех функций сознания, тем глубже уходит в подсознание четвертая, самая слабая; сознание не контролирует ее, и она становится главным источником наших ошибок, из–за которых мы сердимся на себя, а иногда даже чувствуем себя несчастными.


Функцию, которая развита у человека сильнее всех, К.Г. Юнг называл главной. В нашем обществе умение думать ценится настолько высоко, что такое высказывание будет воспринято скорее как уничижительная оценка. И тем не менее то, что чувствующий тип считает своим мышлением, является просто потоком сознания или чистой воды мечтаниями, иногда – поразительной внутренней уверенностью, но никак не процессом логического анализа и выведения заключений.


Таким образом, если для мыслящего типа "скрытым сокровищем" было чувство, то чувствующий тип должен, наоборот, научиться трезвому мышлению, нацеленному на объективное познание.


таро 6

Ощущающий тип воспринимает мир в ощущениях: цвет, вкус, запах, внешняя форма. Он способен настолько отдаться своим ощущениям или "зациклиться" на внешней форме, что не чувствует, какие возможности могут быть скрыты в том или ином объекте или проекте. Ему недостает умения находить их интуитивно. Самый крайний случай – это когда человек видит лишь то, что есть, а не то, что из этого могло бы произойти. Выработать в себе это умение, научиться чувствовать, какие возможности предлагает ему окружающий мир во всем своем многообразии, развить чутье к распознаванию направления хода событий и к оценке шансов, которые дает ему тот или иной эксперимент или замысел, короче, раскрыть свое "внутреннее око" – вот то "сокровище", которым ему предстоит овладеть.


Совершенно иначе ведет себя его антипод. Интуитивный тип бывает настолько увлечен возможностями, которые сулит тот или иной проект, замысел или идея, что совершенно не замечает ни внешней формы, ни действительных фактов. Чересчур буйная фантазия мешает ему заняться делом. Чтобы найти свое сокровище, ему необходимо встретить реальную действительность лицом к лицу, не довольствуясь лишь собственными представлениями о ней, и, набравшись терпения, приступить к делу со всем вниманием и довести его до конца.


По углам карты Колеса Фортуны изображены четыре символические фигуры, соответствующие стихиям огня, земли, воздуха и воды, которые, в свою очередь, обозначают четыре темперамента, описанные выше в виде четырех функций. Каждая из фигур держит в руках книгу, символизирующие те задачи и уроки, которые они нам дают. И, когда бы человек ни задался вопросом: "Какова моя задача в этой жизни?", одна из четырех фигур даст ему ответ: "Изучи меня, проникни в мою суть, чтобы достичь целостности". Поэтому Колесо Фортуны обозначает весь тот совокупный опыт, который мы должны извлечь в ходе жизни, чтобы восстановить свою целостность. Отсюда становится ясен и смысл его названия: и латинское "Fortuna" (fors+una), и немецкое "Schicksal" (schick+sal), и русское "Счастье" (со+часть) содержат в себе идею о том, что сила – в единстве всех частей, в целостности, а целостность, как известно, это здоровье. Мы не целостны, не здоровы, и цель того опыта, который мы приобретаем в связи с этой картой, тот урок, который она нам дает, в том и состоит, чтобы помочь нам обрести свою целостность.


Ряд Старших Арканов завершается двадцать первой картой: это Вселенная. Она соответствует внешнему кругу мандалы, вновь обретенному раю легенд и сказок, а на духовном уровне означает достижение целостности, как жизни каждого из нас. На этой карте мы снова видим четырех херувимов, однако, в отличие от X аркана, у них в руках больше нет книг. Это значит, что уроки Колеса Фортуны были усвоены нами, пока мы преодолевали путь, отделяющий его от Вселенной. Целостность достигнута, человек выздоровел, и последняя, четвертая часть его личности соединилась с тремя первыми.


С Колеса Фортуны начинается ряд карт с двузначными номерами. На дневном пути этот Аркан обозначает Солнце, заходящее за горизонт на западе, как образ перехода от света к тьме, к противоположному полюсу, которому до сих пор уделялось так мало внимания. Это – наглядное проявление высшего Закона, которому подчинено все в мире, ибо Солнце тоже должно закончить эту часть своего пути. Карта позволяет нам Осознать этот Закон.


В символическом плане мужское начало означает разделение, а Женское – соединение. Так, мужской участок пути, уже пройденный нами, отделяет нас от наших корней, а женский, еще лежащий впереди, вновь соединяет нас с ними. Мужское мышление стремится все "рассечь" и дифференцировать, проводя все новые границы и выделяя все более тонкие различия, тогда как женское мышление – аналоговое, целостное – стремится находить то общее, что объединяет противоположности, снимая прежде проведенные границы. Мужское мышление упрекает женское в неоднозначности, женское же высмеивает стремление мужского мышления добиться однозначности во всем, ибо сознает, что действительность слишком сложна, чтобы ее можно было свести к какой–нибудь простой формуле. Если путь по картам с однозначными номерами вел от первоначального единства к многообразию, в котором пробудившееся и развивающееся Эго, стремясь к однозначности, в конечном итоге само становилось все более однообразным, то лежащий перед нами путь по двузначным картам, тот путь, который мы с презрением отвергали вначале как слишком неоднозначный, ведет к парадоксальному сознанию, а через него – к полному всеединству. Ибо, как пишет К. Г. Юнг, "парадокс принадлежит, как ни странно, к высшим духовным ценностям; однозначность же есть признак слабости". И немного далее продолжает: "Только парадокс способен хотя бы отчасти выразить полноту жизни, однозначность же и непротиворечивость односторонни, а потому непригодны для выражения невыразимого".


Подчиняясь высшему Закону, путь делает поворот, и это обычно очень не нравится нашему Эго. Ему совершенно не хочется отказываться от своей привычки находить всему однозначное объяснение. Возможно, этим объясняются многочисленные примеры слишком поспешного, а потому ложного толкования предсказаний оракула. Эту карту тоже можно прочесть двояко, на мужской лад и на женский; соответственной будет и реакция на предстоящий поворот. Однако отказ следовать Закону неминуемо ведет назад, к однозначно безвыходной ситуации Повешенного.


Карты второго, двузначного ряда Старших Арканов всегда имеют смысловую связь с картами первого, номера которых образуют их нумерологическую сумму. Так 10–я карта (Колесо Фортуны) связана с 1–й (Маг): 1+0=1. Если Колесо Фортуны олицетворяет жизненную задачу человека, то Маг означает его силу и способность выполнить поставленные задачи. Поэтому жизненная задача каждому человеку всегда назначается так, чтобы он был в состоянии ее выполнить.


Ключевые слова к карте Колеса Фортуны:


Архетип – призвание, предсказание оракула;

Задача – осознание высшего Закона, принятие поставленной задачи;

Цель – трансформация низшего в высшее, выполнение жизненной задачи, достижение целостности;

Риск – фатализм, неверное понимание своей задачи;

Жизнеощущение – уроки и опыт, позволяющие нам обрести целостность, хотя на первых порах они нам очень не нравятся.



1 2 3 4     6 7 8 9 10
© www.astrocentr.ru 2005–2020
Гадание на таро. Таро и путешествие героя (5)