Гадание на таро. Таро и путешествие героя (6)

источник: Хайо Банцхаф "Таро и путешествие героя"

Гибрид или зверь помощник

таро

Карта Сила – одна из двух карт, которые Артур Эдвард Уайт поменял местами, нарушенную древнюю традицию. На своем исходном одиннадцатом месте она открывает вторую половину Старших Арканов, являясь женским дополнением к карте Мага, которая начинает этот ряд. Сходство между этими двумя картами очевидно, как и их цветовой палитрой, представляющей силу. Маг олицетворяет силу характера, творческий потенциал и мастерство, а Сила олицетворяет силу жизни, страсть и радость существования. Оба образа сверху украшены лентой, символизирующей бесконечность (на картах Марсельского Таро лента изображена в виде шляпы). Эта "лежащая восьмерка" символизирует тесную связь и взаимодействие двух миров – макро- и микро-космоса. У Мага она означает взаимосвязь верхнего и нижнего уровней, макрокосма и микрокосма, а у Силы – гармонию между человеческой личностью (представленная женщиной) и её животной природой (в лице левого льва). Эти причины делают размещение образа женской силы на 11-м месте, ближе к началу женских сюжетов, весьма оправданным решением.


В этой истории со львом можно заметить несколько интересных моментов, которые добавляют глубину и разнообразие в понимание отношений человека с его подсознательным миром. Сначала давайте рассмотрим патриотический вариант мифа, в котором герой убивает льва. Этот сценарий традиционно считается победой над диструктивным поведением, желанием превосходства и высокого самосознания. В таком контексте убийство льва символизирует борьбу с животными инстинктами, подавляющими человеческую природу. Однако история заканчивается плохо, и сам герой оказывается побежденным. Этот финал подтверждает мысль о том, что победа над природой не обязательно является победой над самим собой. Сильный персонаж сталкивается с проблемой самоконтроля и оказывается подвержённым поражению, что иллюстрирует невозможность полного контроля над своими желаниями и инстинктами. Д


алее рассмотрим женский вариант сюжета, где вместо убийства льва предлагается другой способ взаимодействия – любовь и дружба. В этом сценарии женщина покоряет льва через привязанность и дружелюбие. Это более мягкий подход, который подчеркивает важность принятия других аспектов жизни, включая свои природные наклонности. В этом контексте убийство льва представляется попыткой уничтожить естественное, животное начало внутри себя, что в конечном итоге не является эффективным решением проблемы. Любовь и дружба со львом демонстрируют более зрелое понимание того, что борьба с собой – это не окончательная победа, а лишь часть долгого пути к гармонии с внутренним миром.


Наконец, стоит отметить, что оба сценария, как патриархальный, так и женский, показывают разные способы борьбы с внутренним конфликтом. В одном случае, человек пытается уничтожить свое "животное начало", а в другом, старается его ассимилировать и примирить с собой. Оба способа указывают на разные уровни развития сознания, где первый – ориентирован на полное подчинение и контроль, а второй – на интеграцию и признание своей естественной природы.


Итоговый вывод из этих историй – что успешная жизнь не ограничивается борьбой с инстинктивными желаниями, а предполагает гармонический баланс между контролем и принятием своих природных черт. Попытка подавить свою внутреннюю природу не всегда эффективна, а порой может привести к более серьезным проблемам, чем первоначальные. Уверенность в себе могут быть полезны, но не абсолютны. Необходимо развивать уважение к природе внутри себя, чтобы достичь внутреннего равновесия и благополучия.


Идея, что человек должен уметь управлять своими инстинктивными реакциями и взаимодействовать с бессознательным началом, является ключевой в психологии. К. Г. Юнг отмечал, что сознание, сформированное за тысячи лет, окружено бессознательным, и если оно недостаточно развито, то бессознательное может полностью захватить сознание. Юнг говорил не о подсознательном, а о бессознательном, потому что ошибка заключалась бы в представлении о каком-то мощном бессознательном элементе, контролирующем сознание. Вместо этого он рассматривал бессознательное как часть сознания, с которой необходимо установить здоровую связь.


Юнг также утверждал, что для избежания "потери души" или "затменения сознания" необходимо укрепить Эго. Это достигается через развитие сознания и укрепление его связи с реальностью. Слабое Эго, которое легко захватывают эмоции и фантазии, подвержено риску быть поглощенным бессознательным. Чтобы избежать этого, человек должен сознательно подходить к встрече с угрозой, не позволяя себе попасть в ловушку иллюзий и фантазий. Только тогда можно сохранить свою целостность и успешно противостоять бессознательному началу.


Этот подход напоминает мифы и сказки, где герои проходят испытания, сознательно сталкиваясь с опасностями, а не теряясь в беспредельных фантазиях. Только через осознанное взаимодействие с реальностью и бессознательным можно поддерживать внутреннее равновесие и избегать опасных сценариев.


Одна из известнейших мифических личностей сумела не только побороть свои дикие порывы, но и трансформировать их в божественную силу: это Дионис. Он умел даже путешествовать на диких зверях.

Дионис был богом хмеля, вина и оргиастических празднеств. Мифы рассказывают, что родился он в греческом городе под названием Семивратные Фивы в Беотии, долго странствовал, а потом вернулся, как певец, в сопровождении целой орды музыкантов и вакханок, собранных по всей Малой Азии, чтобы создать в родных Фивах свой культ. Однако фиванцы не обрадовались появлению новой музыкальной звезды, и поэтому Дионис и его труппа со всеми своими бубнами, флейтами и песнями разместились за городом, на склоне холма Кифариона. Там–то ему и повезло: увлеченные божественностью певца, женщины из Фив каждую ночь тайком убегали на Кифарион, чтобы, участвовать в празднествах Диониса.


Пентевс, добропорядочный царь города Фив, счел это вопиющим безобразием, и когда Дионис однажды пришел к нему в образе юного знаменитого певца, он тут же велел отправить его в темницу, из которой тот, однако, сумел чудесным образом исчезнуть. После этого Дионис еще раз явился к царю и сумел так увлечь его рассказами о своих безудержных оргиях, описывая нарушение всех и всяческих табу во всех деталях, что тот, отдавшись на волю своего похотливого воображения, согласился отправиться туда вместе с ним, переодевшись в женское платье, чтобы его никто не узнал по дороге от города до пристанища вакханок. Прибыв туда, царь спрятался в стволе дерева, чтобы незаметно наблюдать за всеми этими столь лакомыми безобразиями. Увиденное потрясло его настолько, что он не сумел сдержать себя, и его вожделение было, замечено танцующими женщинами.


Приняв его за горного льва–людоеда, они вытащили его из дерева и растерзали на части, а голову насадили на пику и с этим трофеем, танцуя вернулись в город. Лишь там безумие покинуло их. Женщина, несшая пику с головой, была Агава, мать царя, которая лишь тогда с ужасом поняла, что дала растерзать своего сына.


таро 3

Такие истории наглядно показывают, что принуждать своего внутреннего зверя (наши дикие порывы) к повиновению, подавлять его или убивать лучше и не пытаться. На самом деле мы ровно в той же степени, в какой нам кажется, что мы одолели своего зверя, подвергаемся опасности неожиданно пасть его жертвой. Если бы Пентевс однажды выпустил своего внутреннего зверя на волю, договорился с ним и дал ему жить в определенных границах, то он бы смог примириться с ним и научился бы управлять им. А так он пал жертвой собственной похоти, о которой думал, что подавил ее, но в один прекрасный день она одолела его целиком и полностью.


Если же, наоборот, подходить к своему внутреннему зверю с добротой и лаской, то он может стать твоим союзником и помощником. Во многих сказках зверь, встречающийся герою, вначале дик и опасен, и его надо приручать. Герою это удается, и дальше зверь помогает ему найти сокровище или что там герою еще нужно было сделать.


Мария–Луиза фон Франц исследовала неимоверное количество сказок, чтобы выяснить, в чем именно заключается задача героя в подобных случаях, то есть, так сказать, найти некий общий рецепт. Ей это не удалось. Такой абсолютной истины для коллективного бессознательного (то есть для той среды, в которой и для которой создаются сказки) очевидно не существует. Сказочные подсказки целиком и полностью зависят от ситуации, и даже в сходных ситуациях они различны. Общее у них лишь одно: кто обидит зверя–помощника, тому потом всегда приходится плохо!


Чтобы продолжить свой путь вперед, сознание должно наладить контакт с бессознательным началом. Это требует доверия к высшему руководству и отказа от амбициозных или жадных желаний собственного "Я". Если человек попытается манипулировать бессознательным ради получения власти, он теряет свою главную ценность – самобытность. Тогда возникает иллюзия всевластия, и человек подвергается неудачам, превращаясь в животное. Примером такого сценария является история о трех братьях или сестрах, где двое старших терпят неудачу, а младший (или младшая) сохраняет чистоту души и достигает успеха.


Сравнение с библейской историей Навоходоносора, который, несмотря на предупреждение во сне, упорствовал в своей цели и стал зверем, также полезно. Его гордливость привела к падению и превращению в зверя. Эти примеры показывают, насколько опасно пытаться подчинить бессознательное или игнорировать его влияние. Сознание должно уважать его присутствие и учиться сотрудничать с ним, а не пытаться управлять им силой воли.


Одна из угроз на пути к самоподвижности – страх перед темной стороной жизни, где господствует хаос и непредсказуемость. Сознание любит порядок и предсказательность, поэтому оно испытывает дискомфорт при встрече с неопределённостью и случайностью. Однако именно через эти аспекты, представленные на двузначных картах, сознание приобретает новое понимание и растёт. Реальность не подчиняется жёсткому контролю, и стремление к порядку может препятствовать развитию. Настоящая задача — найти баланс между контролем и открытостью к новым возможностям, где порядок сочетается с возможностью освоения неизвестного.


Путешествие по картам с двузначными номерами, где встречаются противоречивые образы, обучает сознание терпимости к хаосу и непредсказуемости. Важно осознать, что реальный мир не всегда предсказуем, и готовность к работе с бессознательным является ключом к успеху.


Сила – первая карта на этом женском пути. Ее традиционный номер, 11, при нумерологическом сложении (1+1) дает Двойку, то есть номер Аркана Жрицы. Взаимосвязь этих двух карт вновь напоминает нам, что на дальнейшем отрезке пути "делать" уже ничего не надо. Активный отрезок, путь Мага, уже пройден. Он вывел нас из материнского лона в окружающий мир. Тогда от нас требовались действия и навыки, чтобы мы могли выполнить стоящие перед нами задачи. Теперь же, в середине Путешествия, наша цель изменилась. Теперь нами руководит Жрица, а она требует постепенного отказа от всех тех мужских атрибутов власти, которые мы с таким трудом добывали на первом этапе. Теперь наше мощное, зрелое, но все еще жаждущее власти Эго должно осознать свои границы, стать вновь смиренным и скромным. До сих пор Герой мог и должен был набирать опыт, теперь же от него требуется всей душой открыться навстречу опыту. Отныне с нами будет происходить не то и не тогда, чего и когда захочет наше "Я", а то и тогда, чего потребует наша Самость. Произволом мы больше ничего не добьемся. Планировать больше ничего не удастся. Опыт будет приходить в свое время и в своем месте, а не на специально для этого задуманных мастерских или семинарах. Самое главное будет с нами происходить в самом прямом смысле непроизвольно, а если время для него не пришло, то и не будет, сколько бы мы ни стояли на голове, ни возносили молитвы и ни медитировали под запах благовоний или под томную нью–эйджевскую музыку. Вторая половина пути, начинающаяся здесь, может привести Героя к лицезрению Высшего, но только в том случае, если он к тому времени успел выполнить требования первой его половины.


С этого момента мы ничему не научимся даже из самых умных книг: нашим учителем будет только "живой" опыт, к которому нас поведут, чтобы мы восприняли его телом и душой. Сюда очень подходит формула алхимиков, которую К.Г. Юнг считал самой важной: "Разорвите свои книги, чтобы не разорвались сердца ваши, и чтобы мысли не прерывали чувств ваших, иначе душа уйдет от вас и не вернется".


Самое позднее теперь наш разум должен осознать свою функцию как "Head–Office" в положительном смысле слова, то есть как центральный диспетчерский пункт, который не "управляет", а направляет и координирует проявления различных аспектов нашей личности, не командуя и не подавляя нелюбимые ее стороны. Важнейшая задача этого диспетчерского пункта состоит в осмыслении происходящего и, что еще важнее, в осознании того, что от самого себя не убежишь. Вот почему этот путь кажется таким ненадежным и неудобным. С той же неуверенностью, с какой мы делали свои первые шаги в начале жизни, мы останавливаемся на этом месте. Перед нами вновь лежит путь в неведомое. И не только это. Многое из того, что нам предстоит узнать на этом пути внутрь себя, будет переворачивать наши представления о многом, что казалось прежде само собой разумеющимся и несомненным, будет сбивать нас с толку и пугать. К.Г. Юнг в этой связи сравнивает страх ребенка перед огромным миром взрослых с тем страхом, который мы испытываем, открывая в себе своего "внутреннего ребенка ", свою теневую сторону, тоже, в сущности, представляющую собой огромный и незнакомый нам мир. И страх этот, по словам Юнга, вполне оправдан, потому что "наше рациональное мировоззрение с его столь горячо чтимыми (потому что сомнительными) научными и моральными постулатами будет потрясено данными другой стороны".


таро 4

Греки называли свой подземный мир Царством теней. Именно туда и ведет нас Путешествие. Не кто иной, как Юнг ввел в психологию понятие "тени", обозначив им весь комплекс наших неиспользуемых и по большей части нелюбимых возможностей. В тени находится все, чего мы, как нам кажется, сами не имеем, однако странным образом всегда замечаем у других. Когда мы внезапно возмущаемся или упорно считаем, что нас не понимают, когда кто–то "несправедливо" упрекает нас, когда мы реагируем на критику с плохо скрываемым раздражением, мы можем быть уверены, что столкнулись с частицей своей "тени". Ибо, если бы это было не так, то ни критика, ни упреки нас бы не задели, и мы спокойно и уверенно сочли их недоразумением. Но стоит затронуть нашу тень, нашу нелюбимую сторону, как Эго тут же начинает бить тревогу. Оно ожесточенно и даже озлобленно отвергает все обвинения в свой адрес, потому что упрек действительно мог задеть вещи, настолько глубоко скрытые в тени сознания, что Эго и в самом деле не подозревало об их существовании. Сам по себе факт восприятия чего–то так нам не присущего не доказывает, что у нас этого нет, а доказывает лишь, что мы о нем ничего не знаем. Поэтому мера нашего возмущения может служить весьма любопытным индикатором того, насколько упрек или обвинение действительно указывают на эти теневые вещи. Поскольку тень содержит все, на что мы способны в принципе, но не делаем по культурным, моральным или индивидуальным соображениям, она охватывает нашего "внутреннего человека" целиком и полностью, со всеми его возможностями. Поэтому область тени не ограничивается одними "запретными" вещами. В гораздо большей мере она включает те возможности, которые мы считаем положительными и хотели бы использовать, но настолько не верим в успех, что наше "Я" отрицает их существование. Они кажутся нам слишком широкими, слишком смелыми, слишком необычными, из чего мы заключаем, что "это не про нас". Их можно обозначить как светлую сторону тени.


Встреча с тенью, или тёмной стороной своей личности, требует большого мужества и силы, ведь перед нами открывается мощная и неизвестная часть нашей личности. Этот процесс важен для взросления, так как он позволяет нам узнать многое о себе. Однако каждое Эго обладает способностью великолепно маскировать свои недостатки, создавая впечатление о совершенстве, несмотря на наличие серьезных проблем. Можно наблюдать, как легко это удаётся даже самым откровенным мошенникам, жестоким тираном или преступнику, который умело скрывает свои пороки и представляет себя как безупречного человека. Независимо от того, кто человек – наркоторговец, холодный убийца или злодей, его Эго без особых трудностей создает образ идеальной личности, обвинённой в грехах, совершённых другими людьми или вызванных неблагоприятными обстоятельствами.


таро 5

Встреча с теневым началом своей личности, то есть с бессознательной частью, которая ведет себя по-разному у мужчин и женщин, является центральной задачей на пути к внутренней зрелости. Карл Г. Юнг отметил, что у мужчин бессознательная часть проявляет себя как женская, а у женщин – как мужская. Осознание и принятие этой внутренней противоположности – важный этап в развитии личности. На начальном этапе мужчина, столкнувшись с женским началом внутри себя, воспринимает его как слабость, мягкость и неуверенность. Обычно он пытается удержать себя в жесткой позиции, стараясь показать внешнюю стойкость, хотя на самом деле это лишь маска, скрывающая его внутреннюю уязвимость.


Первоначально мужчина рассматривает своё женское начало как нечто второстепенное, что можно игнорировать или подавить. Он не осознает, что на самом деле оно гораздо значительнее, чем кажется на поверхности. Он может проявлять жесткую реакцию на любую угрозу, демонстрируя чрезмерную твёрдость, лишь для того, чтобы скрыть свою внутреннюю женственность. Этот тип личности склонен к обидам и жестокому поведению, хотя внешне он может казаться сильным и уверенным. В попытке компенсировать свою внутреннюю женственность он часто прибегает к агрессии и чрезмерной жесткости, хотя на самом деле это лишь способ избежать осознания и принятия своей внутренней противоположности.


Юнг подчеркнул, что только через принятие своей внутренней женской части можно достигнуть подлинной зрелости. Освобождение от страха перед теневой стороной своей личности и работа над её интеграцией ведут к истинному росту и укреплению Эго. Вместо того, чтобы постоянно сражаться с этой частью, важно признать её значимость и начать с ней конструктивное взаимодействие.


Классическим представителем такого типа можно считать греческого героя Ахиллеса. Всю свою жизнь он держался за мать, нимфу Фетиду. Желая сделать его бессмертным, Фетида еще новорожденным погрузила его в Стикс, одну из рек Подземного царства (имя этой реки по–гречески означает "ненависть") держа его при этом за пятку, которая осталась незащищенной. Внешне твердый и безжалостный, но чрезвычайно чувствительный внутри, склонный часто обижаться и злиться по пустякам, Ахиллес считался не только искуснейшим, но и жесточайшим из участников Троянской войны. Однако вместо того, чтобы подружиться со своей анимой, представшей перед ним в облике царицы амазонок Пентесилеи, он убил ее. Лишь после этого он влюбился в ее труп, причем так сильно, что согрешил с ним. У его собственной истории конец, само собой, тоже не лучше. Позволив прекрасной Поликсене выведать тайну своей незащищенной пяты, Ахиллес вскоре пал жертвой заговора. Всякий раз, когда "Я" мечтает покорить свою аниму или своего анимуса, ему грозит опасность, "ибо каждая победа человеческого "Я", – говорит К. Г. Юнг, – неминуемо влечет за собой победу бессознательного".


Женщина, не осознающая своего внутреннего мужского начала, часто относится к мужчинам с недоверием или враждебностью. Она может воспринимать любое поведение мужчин как негативное и стремиться либо к активному противостоянию, либо к роли жертвы, которая заставляет мужчин чувствовать себя виноватыми перед ней. Это особенно заметно в патриархальном обществе, где женщинам не позволяли открыто выражать агрессию, что привело к формированию специфических способов ведения войны – "партизанской войны", которая велась скрытно и неявально. Традиционно женщине отводилась роль последнего, что давало ей возможность вести борьбу с мужчинами незаметно, либо через манипуляции, либо через позицию жертвенности.


Женская проблематика, обсуждавшаяся в мифе о Геракле, находит отражение в его борьбе с Ипполитой, дочерью Ареса и царицей амазонок. Геракл должен был забрать пояс Ипполиты, который являлся символом царской власти. Несмотря на то, что Ипполита изначально была готова отдать пояс добровольно, богиня Гера, питавшая ненависть к Гераклу, устроила заговор против него, спраоцировав амазонок атаковать его. В пылу сражения, разгневавшийся Геракл убил царицу, которая, как он полагал, не соблюдала обещанного слова. Этот эпизод иллюстрирует, как женская сущность может столкнуться с препятствием, вызванным недостатком самопознания и недопониманием внутренних сил. В этом эпизоде, как и в других мифах, присутствует мотив разделения между внешним проявлением и внутренним пониманием, что приводит к драматичным результатам.


таро 6

Если рассмотреть этот эпизод с женской точки зрения, мы увидим женщину, которая была готова отказаться от внешнего аспекта власти ради углубленного изучения своего внутреннего мира. Однако она недооценивала мощь и независимость этих внутренних сил, которые в конечном счете привели её к гибели. Эта ситуация напоминает историю Одиссея, который долгое время пытался вернуться домой, но не смог этого сделать из-за того, что различные части его личности, ещё не полностью интегрированы друг с другом, мешали его возвращению. В случае с Ипполитой, её доброта и готовность пойти на компромисс были уничтожены её завистью и её гневом. В конечном счете, у неё была только одна возможность выполнить свою задачу, и она потерпела неудачу. Этот пример показывает, насколько важно понимать и учитывать внутренние аспекты своей личности, чтобы не оказаться в плену неосознанных импульсов.


Кроме того, в мифах неоднократно упоминается мысль о том, что для успешного выполнения задачи требуется установление правильных взаимоотношений между разными частями личности. Пример Одиссея показывает, что без взаимодействия с внутренними силами он не мог добраться до дома. Персей и Афина, Тесей и Ариадна, Данте и Беатриче и другие персонажи, которые смогли пройти путь до конца, имели хорошие взаимоотношения с противоположной половиной своей личности. Именно благодаря этим отношениям они смогли благополучно завершить путешествие. Это подчёркивает важность понимания и признания противоположных сторон своей личности для достижения личного развития.


Ключевые слова к карте Силы:


Архетип – укрощение зверя;

Задача – принятие своей жизни с радостью, мужество и "включенность" в происходящее;

Цель – любовь к жизни, священная страсть, встреча с собственными влечениями и дикими порывами;

Риск – стать Гибридом, закостенеть, ожесточиться;

Жизнеощущение – ощущать полноту жизни, с радостью "включаясь" во все, но при необходимости и показывая когти.

Великий кризис

таро 7

Повешенный вызывает сильное впечатление у большинства людей, когда они впервые видят эту карту. Многие люди несколько раз переворачивают карту, пытаясь понять, что она означает. Интересно отметить, что в традиционных колодах Повешенный изображен висящим вниз головой, подвешенным за ногу. В Средневековье такая позиция использовалась для наказания предателей. Фактически, эта карта символизирует предательство – человек предаёт своё дело, а зачастую и самого себя. Повешенный символизирует тупик, в котором находится человек, или ловушку, в которую он попал, выбрав неправильный путь. Если применить это к Путешествию героя, то становится понятно, что его судьба заставила уйти далеко от цели его дневного пути. Он отказался пройти через ночь, и поэтому судьба вынуждает его вернуться обратно.


Главная проблема, показанная символикой карты, заключается в том, что ноги Повешенного образуют крест, а положение рук – треугольник. Крест и квадрат, ассоциированные с числом четыре, символизируют земное, а треугольник и соответствующее ему число три – божественное. Положение Повешенного отражает "неправильность" мира, в котором он оказался, где божественная природа оказалась ниже, а земная – на вершине. Другими словами, в этом положении все самое важное, значительное, оказалось похороненным под земным, и человек оказался в тупике. Видя кого-то в таком затруднительном положении, естественно, мы предложили бы ему хороший совет – развернуться и встать на ноги. Так он смог бы вернуть себя в "правильный" мир. Этот процесс "переворота" станет важной частью дальнейшего пути, о чём свидетельствуют сравнения этой карты с последним из Старших Арканов.


Перевернув карту 12, Повешенного, получаем 21. Как известно, карта 21 знаменует завершение Путешествия Героя, символизируя возвращение в рай и обретение внутренней гармонии. Если сопоставить эти две карты, фигуру на 21-й карте можно увидеть как перевёрнутого Повешенного: перекрещённые ноги внизу и раскрытые руки вверху образуют треугольник. Паралич Повешенного сменяется танцем. Найден путь из «неправильного» мира в «правильный».


Вскоре станет ясно, что Повешенный также воплощает чувство безвыходности перед лицом Смерти, следующей карты, и нарастающую потребность встретиться с этим неизбежным исходом лицом к лицу. Если же мы продолжаем избегать этой мысли, вытесняя её из нашего сознания, то остаемся в состоянии Повешенного – и рискуем превратиться в мертвеца при жизни. Однако инициирующий путь, который начинается здесь и ведет дальше, помогает обрести свободу и жить в согласии со своей смертью. Не зря Мартин Лютер Кинг утверждал, что человек не может быть по-настоящему свободным, пока боится смерти.


Повешенный олицетворяет любые кризисные моменты, заставляющие нас отступать, но особенно ярко проявляется в середине жизненного пути, известном как кризис среднего возраста. Это явление ошибочно считать открытием XX века. На самом деле этот кризис был известен еще с древности. Данте открывает свою «Божественную комедию» именно с описания кризиса среднего возраста: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу, утратив правый путь...» Эти строки открывают замечательное путешествие через Море Ночи.


Передача смысла этой карты вряд ли возможна точнее. Всего несколько мгновений назад всё шло своим чередом, вы были уверены, что держите ситуацию под контролем, и вот внезапно происходит нечто неожиданное. Так начинаются многие жалобы: «Всё было нормально... и вдруг!» Да, нам могло казаться, что всё под контролем, однако настоящее, а уж тем более будущее, оказываются совсем другими. Мы способны контролировать лишь прошлое и наши представления о настоящем и будущем, которым верим. Но жизнь развивается по собственным законам, часто нарушая наши планы и ожидания. Глубокое недовольство выражением «И вдруг такое!» демонстрирует нашу неподготовленность к кризису среднего возраста (как и ко многим другим). К. Г. Юнг отмечал, что даже самые образованные и умные люди зачастую ничего не знают о психологических изменениях, происходящих в среднем возрасте, и входят во вторую половину жизни абсолютно неподготовленными. По его мнению, стоило бы организовать «школы для сорокалетних». Ранее в этом не было нужды, поскольку религии ещё обладали достаточной силой, чтобы поддерживать людей на всех этапах их жизни.


таро 8

Однако значение этой карты не сводится исключительно к проблемам кризиса среднего возраста. Она символизирует любые кризисные ситуации, проверяющие наше терпение, требующие отказа от старых планов или изменения направления. Не стоит рассчитывать, что такие кризисы можно обойти благодаря хитрости, благочестию или правильному поведению.


К. Г. Юнг, словно описывая эту карту, отмечает: «Тот, кто стремится к целостности, рано или поздно окажется в подвешенном состоянии, которое символизирует распятие. Ведь ему придется столкнуться с тем, что перечеркнёт его "Я" – прежде всего с тем, кем он не желает быть (тенью), затем с индивидуальностью другого человека (реальность чужого "Я") и, наконец, с его психическим Не-Я, то есть с коллективным бессознательным». Он добавляет: «Взаимодействие с коллективным бессознательным – это судьбоносное событие, о котором обычный человек не догадывается, пока не сталкивается с ним. Часто причиной таких кризисов становятся глубокие страхи, которые Карлфрид Дюркгейм определил как тройственные беды человечества: страх перед уничтожением (смерть или беспомощность), страх абсолютного одиночества и страх потерять смысл жизни. Последний страх особенно коварен, ведь мало кто ожидает встречи с ним. Осознание смысла жизни помогает справляться даже с самыми тяжёлыми испытаниями, но малейший кризис может показаться непереносимым, если жизнь воспринимается как бессмысленная и абсурдная.


Поскольку в подобных ситуациях мы чаще всего оказываемся вовлечены бессознательной стороной (левой ногой), в традиционных колодах Таро Повешенного изображали подвешенным за левую ногу. Уайт изменил эту символику, подчеркивая возможность осознанного принятия такого положения (правая сторона).


Повешенный всегда указывает на то, что мы завершили определенный этап и должны вернуться назад, что необходимо пересмотреть свои взгляды, так как где-то мы допустили ошибку. Возможно, наше дело зашло в тупик из-за упущенной важной детали. Для выхода из такой ситуации нужна готовность к пересмотру и немалое терпение. Карта также ассоциируется с жертвой, поскольку кризис, который она символизирует, требует доверия, отказа от устоявшихся ожиданий и перспектив ради продолжения жизни. Изменив рисунок, Уайт предложил не дожидаться, когда судьба принудит нас сменить курс, а каждый раз осознанно занимать такую позицию, чтобы под новым, непривычным углом зрения, стоя на голове, заметить важные вещи. Нимб вокруг головы Повешенного символизирует проникновение света. Кроме того, карта олицетворяет укорененность и внутренний рост, дополняя карту Императрицы, с которой связана числовой суммой и также символизирует рост, хотя и внешний.


На более глубоком уровне карта представляет собой добровольную жертву. Т-образный крест напоминает греческую букву Тау (Т), схожую с еврейской буквой Тав (Л), напоминающей виселицу на карте Марсельского Таро. Однако в библейские времена эта буква, похожая на греческую, считалась знаком избранности. Это была Каинова печать, которая, вопреки распространенному мнению, служила не клеймом позора, а свидетельством особой защиты Бога. У израильтян до эпохи судей такая метка наносились на лоб членам царского рода, среди которых выбирали священного царя, жертвовавшего собой ради народа в конце своего правления.


Объединив 12-й и 21-й арканы, Повешенного и Вселенную, мы получаем Анкх, древнеегипетский крест с кольцом, сочетающий круг и жезл. Египтяне видели в сочетании этих символов женское и мужское начало знак жизни.


Задача, стоящая перед нами, заключается в прохождении пути от Повешенного до Вселенной и объединении этих двух полюсов. Будучи привязанными к земному кресту (Повешенный), мы чувствуем сильное стремление к раю (Вселенная). Внутри нас живет ощущение призыва Самости, готового вести наше "Я" к целостности, а на высшем уровне – к единству со всем сущим. Вопрос о том, последует ли человек этому зову и пройдет ли через врата инициации, остается открытым. Даже если он решится на это, нет никаких гарантий, что он когда-нибудь достигнет цели. Он вполне может продолжать "висеть" и дальше. Обязательный этап путешествия заканчивается следующей картой – Смертью. Можно с уверенностью сказать, что до неё дойдут все без исключения. Завершится ли на этом наш путь или мы продолжим двигаться к Высшему, зависит от каждого из нас. Как подчеркивает Эмма Юнг, самость, достижение которой является нашей жизненной целью, "не дана нам в готовом виде, а представляет собой лишь одну из потенциальных возможностей, которую можно реализовать только в процессе определенных действий". Никто и ничто не гарантирует, что самость раскроется сама по себе в ходе естественной биологической жизни. Скорее можно утверждать, что большинство людей так и не достигают её за всю свою жизнь.


Ключевые слова к карте Повешенного:


Архетип – испытание;

Задача – поворот, осмысление и готовность пожертвовать чем–то;

Цель – рост в глубину;

Риск – "зависнуть", угодить в замкнутый круг;

Жизнеощущение – я безвыходно застрял в проблеме, в неподходящем месте, в кризисе, сам себе мешаю, веду бессмысленную жизнь, изнемог; "экзамен" на смирение и терпение.



1 2 3 4 5     7 8 9 10
© www.astrocentr.ru 2005–2025
Гадание на таро. Таро и путешествие героя (6)