Гадание на таро. Таро и путешествие героя (8)

источник: Хайо Банцхаф "Таро и путешествие героя"

В царстве теней

таро

Солнце достигает полуночи и теперь должно столкнуться с силами тьмы. Герой погружается в самое тёмное место своего путешествия, где находится сокровище, или волшебный цветок, или нечто ещё, что он должен отыскать и уничтожить, будь то ужасный дракон или коварный враг.


В мифах и сказках часто описываются опасные ситуации, когда герой сталкивается с тёмной стороной своего бытия. Бессознательное, скрытое в глубинах человеческой психики, время от времени пробуждается и вызывает сильные эмоции, такие как страх и паника. Встреча с этим бессознательным элементом часто вызывает тревогу и даже страх, потому что оно скрывает опасности, которые сложно осознать или интерпретировать. Карл Густав Юнг отмечал, что анализ бессознательного на уровне простого интеллекта лёгкий, но попытка признать его реальностью и дать ему волю, гораздо сложнее и опаснее. Это потому, что взаимодействие с бессознательным может быть непредсказуемым.


Диавол, который считается источником зла в христианской традиции, объединяет в себе все тёмные аспекты человеческого сознания. Он представляет собой совокупность зла, что делает его особенно сложным для понимания и интерпретации. Этот архетип нельзя сводить к одному определённому символу, потому что он включает в себя различные оттенки зла. Встреча с бессознательным в этом контексте – это важный этап пути, когда человек сталкивается с самыми тёмными сторонами своей души. В этом месте, на краю света и тьмы, мы должны вступить в контакт с тем, что обычно прячётся в глубине сознания. Этот опыт даёт нам понимание того, как работает наше внутреннее "темное" и что нужно сделать, чтобы перейти на следующий уровень развития.


Альбер Камю в своём произведении "Падение" описывает историю успешного адвоката, который принадлежит к элитарному обществу и считает себя идеальным во всех аспектах. Он всегда был известен своими изысканными манерами и безупречной репутацией. Однажды вечером, когда он шёл по пустынному мосту, он услышал смех позади себя. Сначала это был легкий звук, затем он стал громче и начал сопровождать его. Наконец, этот смех перестал его покидать, и он понял, что за этим смехом скрывалась истина о его настоящем Я. В этот момент он увидел своё истинное лицо под маской тщеславия, узнал о своей огромной тени и осознал истинные мотивы своих на первый взгляд правильных и благородных поступков. Это осознание привело его к осознанию своей истинной природы и открыло ему его настоящую темную сторону, о которой он раньше не знал.


Эта зона, расположенная в тени, содержит все, что мы хотели бы иметь для полноценной жизни, но мы лишены доступа к этому ресурсу. Это наши "внутренние демоны", которые Эго старается держать в себе, считая их недостойными и ненужными. Они живут в замкнутом пространстве, изолированном от внешнего мира, где условия настолько неблагоприятны, что невозможно свободно передвигаться или лечить себя. Подобно средневековому подземному тюремному заключению, здесь их держат взаперти, пытаясь забыть о них навсегда.


Эти демоны представляют собой наши отвергнутые части личности, которые Эго стремится подавить и исключить из сознательной жизни. Со временем они превращаются в настоящих демонов, постоянно вмешиваясь в наше сознание и мучительно воздействуя на нас. Они не дают покоя и причиняют боль в виде неприятных снов, наводя на беспокойство.


Подобно подземному царству теней, где правит Люцифер, здесь хранится то, что нам не хватает для достижения полноты жизни. Это скрытый ресурс, который должен быть активирован и компенсирован, чтобы мы достигли гармонии и удовлетворенности. Он представляет собой одну из четырёх функций нашего сознания, которая до сих пор оставалась незамеченной и неиспользованной. Когда мы начинаем осознавать её важность, она требует немедленных действий для достижения целостности.


Психологический аспект этой темы заключается в том, что "сокровищем" является некая функция нашего сознания, которая долгое время оставалась скрытой и нереализованной. Именно здесь, на этом этапе пути, она проявляется и требует немедленного вмешательства. Либо потому, что мы осознаем, что именно её отсутствие препятствует нашему благополучию, либо потому, что мы наконец обнаружили, что её отсутствие влияет на целостность нашей жизни.


Самое неприятное, однако, заключается в том, что именно эта сторона личности у нас неразвита, незрела и примитивна. Успешно раскрывая все остальные стороны и с блеском пользуясь ими, об этой частице своей души мы забыли, и она с годами все больше хирела, дичала, грубела и покрывалась плесенью. Ясно, что мы ее не любим, что она кажется нам лишней, и что мы презираем ее, по меньшей мере, втайне, когда замечаем в других людях. Осознав же необходимость развить эту частицу в себе самом, мы воспринимаем эту задачу даже не столько как непривычную или слишком сложную, сколько как опять–таки лишнюю, на которую просто жаль сил и времени. Так и кажется, что нам надели новые грязные очки и еще велят что–то разглядеть через них, когда рядом, только руку протянуть, лежат наши старые, верные и совершенно чистые очки. Или что нам велят появиться на людях под руку с известным стукачом или вонючей бомжихой. Вот почему мы так упорно, до последнего отказываемся даже приступать к этой работе.


таро 2

Наше сознание обычно ведет себя довольно высокомерно, искренно полагая, что ничего из того, что когда–то было вытеснено или забыто, больше не существует. Однако и "вытесненное", и "забытое" не исчезли, а лишь переместились в сферу бессознательного и продолжают действовать. Просто мы этого уже не осознаем.


В этом–то и заключается главная опасность, ибо контролировать, а также разумно использовать мы можем лишь то, с чем хорошо знакомы. Мореход, знакомый с ветрами, может вести свой парусник и против ветра. Не зная ветров, он сразу окажется их игрушкой. То же можно сказать и о наших нелюбимых теневых качествах. Если человек их не знает, это, увы, не означает, что их нет, или что они не действуют.


У каждого в жизни бывали моменты, когда, что называется, "бес обуял", и человек вдруг оказался увлечен неведомой силой. Силу эту приписывают "бесу", то есть Диаволу, именно потому, что за собой мы ее не раньше не знали – или считали бесповоротно и окончательно вытесненной. И вот эта бесовская сила, эта до сих пор успешно подавлявшаяся частица нашей целостной личности внезапно заполняет, захватывает, "оккупирует" нас, заставляя творить вещи, решительно ничем не объяснимые ни сейчас, ни потом, когда мы пытаемся понять, как же такое могло случиться. В психологии эти не интегрированные частицы личности называют "автономными комплексами": они живут в нашей душе наподобие бродяг, прячущихся от дневного света и от контроля "властей", то есть сознания, дожидаясь подходящего момента, когда мы окажемся, например, в состоянии волнения или подпития, чтобы захватить контроль над сознанием и "погулять вволю". Тогда они и заставляют нас творить вещи, которые мы потом оцениваем как нам совершенно не свойственные – именно потому, что наше "Я" этих своих сторон не знает и знать не хочет. Однако и в случаях, когда дело не заходит так далеко и нам кажется, что все находится под контролем и никакие "бесы" нас обуять не способны, эти теневые стороны все–таки действуют на нас и определяют наши поступки. Кто из нас тверд на столько, чтобы не поддаваться никаким искушениям, и кто не наступает в очередной раз все на те же грабли, о которых, казалось бы, уже все знает? Вести бесконечную борьбу с собой, со своими слабостями и искушениями приходится, наверное, каждому человеку. Если же кто–то считает, что сумел преодолеть в себе все это, то он либо мудрец, либо, скорее всего, человек просто наивный. Раз эти, столь яростно отвергаемые нами теневые качества и есть то, чего нам недостает для целостности, значит, именно они становятся нашими недостатками, слабостями, источниками нашей внутренней несвободы. Именно оно, то, чего нам недостает, так "бесит" нас всякий раз, когда ему удаётся вернуть нас с привычных небес на грешную землю, пусть даже только для того, чтобы напомнить о себе лишний раз. Так они, эти нелюбимые и ущербные частицы нашей души, просятся вон из того карцера, в который мы их заперли, чтобы вернуть себе природный облик и зажить наконец полной жизнью. Вот почему они, несмотря на все наши "добрые намерения", напоминают о себе каждый раз, когда мы думаем, что наконец–то сумели от них освободиться. Но так или иначе, что бы мы ни переживали, дойдя до этого этапа пути, здесь нас ждет исцеление.


Именно здесь нам открывается наконец подлинный путь к целостности, к Спасению, или назовите как хотите. Здесь нам позволено восполнить недостающее. Однако до тех пор, пока мы не признаем это царство собственных страшных теней неотъемлемой частью своей личности, мы никогда не достигнем ни целостности, ни спасения. Хотя эти слова, конечно, не следует понимать в том смысле, что теперь можно дать волю своим так долго копившимся обидам на соседку, начальника, жену–мужа, детей, бабушку и т. п., или, наоборот, напрочь забыть обо всех и начать жить, "как левая нога пожелает". Можно и нужно теперь прежде всего осознать свои вытесненные влечения и желания, а затем найти возможность интегрировать их в сферу сознания, чтобы оно могло со всей ответственностью пользоваться ими. Тогда все то, что до сих пор было лишь деструктивным, можно будет сделать конструктивным, вернув ему наконец его истинные роль и место в структуре человеческой личности. Это не означает, что человек после этого станет "добрым": наоборот, он, скорее всего, станет очень даже "недобрым", поскольку эти осознанные и столь упорно вытесняемые ранее частицы его тени заживут, как и все остальные, полной жизнью. Он может начать намеренно злить других, потешаться над ними или совершать шокирующие поступки. Вот только делать это он будет совершенно сознательно и с полной ответственностью.


Это невозможное или недопустимое быть может не отпустит нас до тех пор, пока мы не дозволим ему быть, как есть, в обоих пониманиях последнего слова. Чем больше мы боремся с ним или подавляем его, тем сильнее оно увлекает и завлекает нас. И до тех пор, пока мы не захотим или не научимся узнавать эти темные силы в самих себе, нам то и дело будут напоминать о них другие люди, именно потому, что в других наше Эго распознает эти силы гораздо легче и охотнее. Однако если мы будем прятаться от них так все время, то тень наша с каждым разом будет захватывать все новые сферы нашей души, пока однажды не завладеет ею полностью. На этой–то почве и разрастаются буйным цветом не только наши личные тайные склонности, безумные подозрения и неодолимая потребность судить всех и каждого, но и укореняющиеся в умах как отдельных людей, так и целых коллективов нелепые представления о существовании всемирного заговора, сети которого плетет очередная группа негодяев, чтобы захватить власть над человечеством. В зависимости от географического положения и политической моды такими негодяями считаются коммунисты, масоны, сионисты, торговцы наркотиками, фундаменталисты, экстрасенсы, евреи, "зеленые", неонацисты, иноверцы, сеинтологи, большевики, мафиози, иезуиты, олигархи, ЦРУ. Самое неприятное то, что эти "негодяи" не могут избавиться от таких проективных представлений о себе никакими способами. Такие проекции очень живучи, потому что люди, однажды создав их себе, становятся глухи к доводам разума и, даже оставаясь в здравом уме и твердой памяти, не воспринимают никаких, даже самых очевидных аргументов "против". Тут их жертвы бессильны: их раз и навсегда объявляют козлами отпущения, и любые их слова в свое оправдание воспринимаются лишь как очередное подтверждение укоренившихся подозрений.


Такая борьба с тенями внешнего мира всегда свидетельствует о еще более жестокой борьбе в мире внутреннем. Чем сильнее мы подавляем что–то в себе, тем оно становится для нас привлекательнее и заманчивее, так что нам все чаще приходится сталкиваться с теми самыми людьми или явлениями, с которыми мы боремся так искренно и непримиримо, мы начинаем все чаще думать и даже мечтать о них. Но еще хуже то, что эта вытесненная проблематика регулярно заставляет нас либо делать именно то, чего мы не выносим в других (что, впрочем, не удивительно, потому что наше самодовольное Эго всегда найдет повод сделать для себя исключение из любых правил), либо подвигает на "высоконравственные" заявления и демонстрации, благородные по замыслу, на поверку же оказывающиеся еще хуже, чем прегрешения наших противников. Так священник, которому в припадке благочестия придет в голову извести всех чертей в округе, устроит такой экзорцистский шабаш, которому позавидуют любые черные маги. Обыватель, ощутивший себя призванным ко вселенской борьбе с порнографией, первым делом примется изучать всю порнографическую продукцию, находящуюся в пределах его досягаемости, то есть станет потреблять ее в гораздо больших количествах, чем любой из тех, кого он вознамерился спасать. При этом никакая совесть его глодать не будет, потому что ему–то как раз можно делать хоть самые жуткие вещи: его уверенное в своей исключительности Эго легко позволит ему это. Это – верный признак: когда члены общества защиты животных готовы в прямом смысле слова убивать людей, раз в году выезжающих на охоту, когда борьба за мир ведется с оружием в руках, когда первые, то есть образцовые лица страны вдруг оказываются героями грязных историй, транслируемых по всем телевизионным каналам, когда верующие фанатики пытают и убивают людей во имя своей веры, когда величайший революционер и освободитель нации становится ее деспотом и тираном, когда святой гуру выжимает из своих приверженцев последние соки в духовном и финансовом смысле, это значит, что все они в своем скорее поспешном, чем успешном стремлении к добру пали жертвой собственной тени и даже не заметили этого. Но это еще не все. Здесь, во тьме нашей собственной ночи, обитает еще одна тень, постоянно напоминающая о себе в течение всей нашей жизни. Это – наше противоположное сексуальное начало, именуемое у Юнга соответственно "анима" и "анимус". У этого начала, как и у всех внутренних образов, есть два полюса, светлый и темный. С их светлой стороной каждый из нас давно и хорошо знаком. Это знакомство произошло в тот самый миг, когда мы впервые "влюбились по уши". В этот миг женщина познает своего анимуса, а мужчина с восхищением открывает в себе аниму, ибо истоки восхищения находятся только в бессознательном, и больше нашему сознанию взять его просто неоткуда.


таро 3

Влюбленность – это на самом деле не что иное, как пробуждение любви к нашему собственному внутреннему "Я". Тот, другой человек, благодаря которому (и к которому) мы испытали это чувство, конечно, имеет какой–то такой нос или рот, который резонирует с образом нашей анимы. В нем действительно нашлось нечто, сделавшее возможной проекцию этого нашего внутреннего образа на него. Однако это "нечто" настолько же исчезающе мало, практически невесомо в сравнении с нашими собственными переживаниями, как если сравнить картину и крючок, на котором она висит. Опыт показывает, что такая влюбленность редко длится дольше шести месяцев. Потом чудный образ тускнеет, покрывается трещинами, сквозь которые начинают проступать черты все менее приятные и далеко не такие прекрасные, как прежде. Вначале мы готовы пойти на любые уступки, чтобы только восстановить и сохранить прежний образ, однако рано или поздно наступает момент, когда мы в сердцах бросаем своему сказочному принцу (или принцессе): "Ты очень изменился!", само собой подразумевая при этом перемену к худшему. Мы браним его за "притворство", чувствуя себя обманутыми и разочарованными, и думаем, что наконец–то познали его подлинную натуру. На самом деле наш партнер не изменился за это время ни на йоту, просто наша способность проецировать на него свои внутренние образы, уменьшаясь день ото дня, окончательно сошла на нет. Для очень многих это становится поводом бросить нее и найти себе новый объект для переноса на него своих проекций, чтобы прожить еще шесть месяцев в состоянии любовной эйфории. Но есть и люди со временем научающиеся вникать в суть происходящего и отличать образ от действительности. Для таких людей настоящая любовь начинается как раз тогда, когда влюбленность проходит.


Карта Диавола обращает нас к темной стороне нашей личности, к тому полюсу отверженности, который существует в каждом из нас. После того, как мы переживаем светлый полюс и наслаждаемся своими добродетельными качествами, мы в какой-то момент осознаем, что в нашем сознании могут проявиться наши негативные черты. Мы начинаем бояться, что они нанесут нам ущерб, и эта боязнь способствует тому, что мы стараемся не допустить проявлений этих качеств у себя. На самом деле, наибольшая проблема заключается не в том, что негативные стороны могут нанести нам вред, а в том, что мы проецируем свои темные качества на других. Мы склонны обвинять других в том, что они собираются причинить нам зло, хотя на самом деле это наша собственная тень, которая ищет выхода и проявляется через негативное поведение. Именно поэтому мы тратим столько сил и эмоций, чтобы доказать другим, что они ошиблись, хотя на самом деле причина лежит в нас самих.


В античной культуре женщины получали меньше внимания, чем мужчины, и почти все теневые образы женщин остались лишь в мифологии. Одним из наиболее известных женских теневых образов сегодня является Медуза-Горгона, европейская версия индийского божественного символа Кали, который стал символом страха перед ведьмами, колдунами и осужденными женщинами. Он олицетворяет страх перед магическими практиками и мистицизмом, особенно если рассматривать его через призму европейских культурных традиций.


Если мужчина замечает в женщине черты, которые напоминают ему о своих собственных негативных качествах, полученных от предков, он может ошибочно считать, что это и есть "истинная сущность" его спутницы, и убедить его в обратном будет непросто. Также и женщина, переносящая на своего партнера образ внутреннего "демона", например, агрессивного, жестокого или названного ею в детстве тираном, найдет сопротивление в попытках её разубеждения. Это объясняется тем, что человек, осознавший наличие теневого образа в другом человеке, уверен, что это именно та его настоящая сущность, и ему будет сложно согласиться с тем, что это лишь проекция его собственных страхов и недовольств.


Точно так же, как тяжело было однажды осознать светлую сторону своей личности и пробраться сквозь неё к реальности, так же сложно работать с теневыми образами, которые наполняют нас страхом и тревогой. Нам может казаться, что угроза исходит из внешнего источника, например, от другого человека, который хочет нас испортить или разрушить наши отношения. Но на самом деле это лишь отражение наших собственных теневых сторон, и чем больше мы будем избегать работы с ними, тем сильнее они будут проявляться в нашей повседневной жизни. Чем дольше мы будем пытаться их подавлять или игнорировать, тем более ощутимым станет их воздействие.


Мы нередко разочаровываемся, узнавая, что в человеке, который когда-то нравился нам, неожиданно появились знакомые нам черты. Мы мгновенно реагируем на это недовольством и иногда даже пытаемся прекратить общение с ним, мы убеждены, что избавимся от неприятностей, если откажемся от общения с этим человеком. Однако, как бы мы ни старались уйти от контакта, рано или поздно возникнет новое чувство притяжения, вызванное нашими внутренними теневыми чертами, и мы снова окажемся вовлечёнными в отношения с этим человеком. Время от времени появляется чувство, что наши усилия по дистанцированию от другой персоны бессмысленно проходят мимо, и мы вновь оказываемся рядом с ним. Мы как будто обмануты ведьмой или колдуном, хотя на самом деле причина нашего возвращения связана с тем, что внутри нас живет теневая сторона, которая притягивает нас к другому человеку, даже если он не является идеальным партнером.


На этой карте изображены Адам и Ева, скованные цепями и находящиеся, как кажется, под властью Диавола. Она символизирует зависимость, подчинение и потерю свободы, то есть то, что мы вынуждены делать вопреки своим желаниям. Изображение подчеркивает, что они находятся в положении несвободы и подвержены внешним силам. Образ понятен: они связаны и потому уязвимы. Однако если внимательно рассмотреть картину, видно, что цепи соединяются с большим расстоянием, и в любой момент люди могут освободить себя от них. Проблема заключается в том, что осознать свою зависимость и причины этого сложнейшего состояния бывает нелегким делом. Первым шагом к решению проблемы является осознавание своей зависимости и понимание её источников.


За каждым случаемым зависимости, как правило, скрывается зависть. Часто мы забываем, кому и чему именно завидовали в прошлом, или даже не осознаем, что испытывали зависть. Тем не менее, мы прекрасно знаем, как действуют последствия этой зависимости, например, курение сигарет, с которым мы пытались бороться много раз, но все равно возвращаемся к нему. Дело в том, что некоторые проблемы, особенно в юности, мы привыкли решать "по–мужски": "Если у других людей это получилось, то мне тоже удастся!" Или: "Я хочу, значит, смогу!" И некоторым людям удавалось добиваться успеха подобным способом, хотя на первый взгляд это было лишь временное облегчение. Курильщики могут на короткое время бросить курить, но болезнь остаётся. В лучшем случае они станут временно некурящими, но потом болезнь вернется, возможно, в других формах. Редко мы можем провести связь между прошлым и настоящим, и осознать свою зависимость только тогда, когда болезнь вновь напомнит о себе. Обычно человек вспоминает о своих прежних хороших намерениях, которые исчезли, и находит себя на пути к повторению старого сценария. Мы часто возвращаемся к старым привычкам, размышляя о неудавшемся начинании и вспоминая о том, как мы некогда хотели отбросить эти привычки навсегда. Дорога к аду, как известно, вымощена благими намерениями, и мы находимся на ней сейчас.


В Царстве Теней находится и причина болезни. Устранение этой причины освободит нас от симптомов. Однако сначала нужно найти её, а затем понять, какую из теневых сторон своей сущности мы однажды так сильно ненавидели или недооценивали, и как она сейчас мешает нам проявлять себя в жизни. Осознание и работа с этой проблемой не принесет мгновенное облегчение. Лучше сосредоточиться на поиске способов взаимодействия с теневым аспектом своей личности, чем отказываться от этого размышления. Признание нашего осознания – не терять надежды на достижение цели, даже если оно сопротивляется новому опыту. Оно будет напоминать нам о проблеме через повторяющиеся мысли и сны, позволяя в конечном итоге прийти к решению. Тот, кто действительно хочет разобраться, должен быть готовым к тому, что наше сознание будет показывать признаки сопротивления, но в конечном итоге мы найдем правильный путь. Понятие, что проблема создана врагами не поможет. Нам нужно научиться замечать сигналы и думать о причинах своих проблем, а не искать виновников вне себя. Исключение, конечно, составит тот случай, когда у нас действительно будет болезнь, вызванная внешним фактором, но тогда мы сможем её устранить. В любом случае, ключ к исцелению лежит в осознании и принятии себя, а не в бегстве от внутренних конфликтов.


таро 4

Эзотерическая философия иногда склоняет людей к чрезмерному игнорированию всего, что связано с Дьяволом, тенью и страхами. Такие люди могут увлеченно обсуждать темы целостности и исцеления, но в то же время утверждают, что у них нет никаких контактов с "чернухой", что вызывает удивление. Когда же появляются малейшие напоминания о темноте, они немедленно пытаются избавиться от них, стремясь к полной "белизне", хотя на самом деле это противоречит природе человека. Любовь к белым одеждам и интенсивным медитациям на "свет" не является решением проблемы, а лишь дополнительным усилием избежать того, что вызывает страх. Это показывает, что постоянное стремление к "чистому светлому образу" скрывает за собой сильную внутреннюю темную сторону, которая непременно проявится внешне, даже если попытаться её убрать. Психологи подчеркивают, что стремление к абсолютному светлому облику, фактически является попыткой избавиться от страха перед тенью внутри себя. Однако этот процесс может привести к усилению скрытого страха, так как сознание пытается избежать всего, что кажется ему опасным. В этом контексте постоянное желание очистить себя от темного, на самом деле, может создать дополнительную напряженную атмосферу. Юнг говорил о том, что осознание темного внутри себя гораздо важнее, чем постоянное размышление о светлом. Действительно, стать "светлым" можно лишь через признание и работу с темной стороной души. Этот процесс вызывает дискомфорт, но позволяет достичь полного понимания себя и своей роли в жизни.


Люди часто считают дьявола, известного как Люцифер, исключительно источником зла и мрачной силы. Однако на самом деле его имя, "Люцифер", переводится как "Светоносный", что указывает на его способность нести свет. По сути, дьявол может быть и источником света, хотя традиционно его связывают с тьмой и злом. Это показывает, что дьявол имеет две стороны: одна – разрушительная, другая – конструктивная. Юнг писал, что тот, кто осознает свою тень, начинает осознавать, что она – неотъемлемая часть его личности. Эта мысль должна вызывать беспокойство, но осознание и принятие своей тени – это важный шаг к самопознаниянию. Наше Эго, склонное к саморегуляции, находит оправдание каждому действию, стремяясь показать своё превосходство перед другими. Мы часто видим в других людях свои негативные черты, но не осознаем их у себя. Это объясняет, почему мы избегаем конфликтов и споров. Мы чувствуем себя более "чистыми" и "добропорядочными", не зная о своих теневых аспектах.


Пока человек не осознает свою тень, он живёт относительно спокойно, но как только начинает её осознавать, у него появляется чувство беспокойства. Юнг отметил, что осознание тени приносит беспокойство, но это полезное явление, так как оно помогает лучше понимать себя. Ведь осознание своей тени даёт возможность увидеть себя более полно и глубоко, чем без её признания.


Даже если человек не хочет осознавать свою тень, он всё равно сталкивается с ней, потому что она является неотъемлемой частью его личности. Тень заставляет нас чувствовать беспокойство, и тот, кто ее игнорирует, будет испытывать давление и напряжение. Чем меньше мы осознаем свою тень, тем больше мы видим её в других. Поэтому понимание и принятие своей тени является важным шагом к развитию личности.


Возможно, что у человека, чья любовь к окружающим людям представляется безусловной и неоспоримой, на самом деле скрывает страх перед тенью, которая проявляется в тяге к жертвенности и желанию играть роль жертвы. Такая позиция выглядит привлекательной, так как она позволяет поддерживать иллюзию о собственном превосходстве над другими людьми, которые якобы ниже по уровню развития или проживают в условиях, где проявление негативного поведения встречается чаще. Однако эта установка несет в себе опасность: человек может оказаться в роли жертвы, а его искренность и желание идти по жизни без конфликтов часто заканчиваются потерой взрослой осознанности. В этом случае лучше признать, что любовь к другим людям может быть искаженной и использоваться для поддержания иллюзионного благополучия, что позволяет себе быть жертвой ради сохранения комфорта. Гораздо более продуктивным является признание своей тени и умение воспринимать её как неотъемлемную часть своей личности. Хотя осознавание тени может вызвать тревоги, оно помогает лучше понимать себя и взаимодействовать с другими людьми. В конечном анализе, важно осознать, что истинная цель в жизни не ограничивается лишь соблюдением внешних норм и правил, а включает в себя исследование и преодоление внутренних конфликтов, связанных с тенью. Это понимание позволит человеку стать более зрелым и целостным, независимо от социальных условий.


Нумерологическое соединение между картами "Влюбленные" (VI) и "Диавол" (XV) подчеркивает их схожесть в композиции. Оба рисунка показывают Адама и Еву, проходящих через разные этапы жизненного цикла, начиная с падения и заканчивая восстановлением. На карте "Влюбленных" они находятся под защитой Ангела Рафаила, который является хрантером Древа Жизни и покровителем человечества. Он также управляет процессом перехода душ в Царство Теней, где люди находятся под контролем темного ангела Aзаила с которым они сталкиваются на XV аркане. Эта связь напоминает нам о необходимости освобождаться от любых форм зависимости и подчинения, чтобы обрести свободу действий и мысли. Работа с этой темой позволяет понять, что даже в самых высоких и чистых отношениях есть скрытая теневая сторона, связанная с жаждой власти, деньг или желания управлять судьбой другого человека. Даже когда мы думаем о ненависти и желании разрушить зло, внутри нас сохраняется та же любовь, хотя она может быть замаскированной ненавистью и нетерпением. В данном контексте оба акта – любовь и ненависть – служат противоположными аспектами одного и того же переживания.


Потому–то и бывает так тяжело осознавать, что одного полюса без другого не бывает, что они, как день и ночь, образуют единое целое. Мы заботимся лишь о том, чтобы сохранить эти светлые чувства как можно дольше – и как можно быстрее спровадить темные в Подземное царство. Вот тут–то мы и попадаем в незавидное положение доктора Фауста, о котором он рассказывает своему ученику Вагнеру, в данном случае олицетворяющему его, Фауста, собственную прежнюю беззаботность: "Тебе знакомо лишь одно стремленье. Другое знать – несчастье для людей. Ах, две души живут в груди моей, друг другу чуждые, и жаждут разделенья!"


Ключевые слова к карте Диавола:


Архетип – противник;

Задача – преодоление внутренних противоречий, знакомство со своими темными, прежде неизвестными сторонами, осознание их, и принятие;

Цель – понимание своих ошибок, открытие в себе неизвестных ранее сторон, освобождение от зависти;

Риск – пасть жертвой собственной тени, приняться за старое, впасть в зависимость, похоть, увлечение борьбой за власть.



1 2 3 4 5 6 7     9 10
© www.astrocentr.ru 2005–2025
Гадание на таро. Таро и путешествие героя (8)