История возникновения гадания
Этот вид пророчества связывают с известным античным философом Ямвлихом, восстановившим различные мистические обряды древних оракулов. Последователи Ямвлиха успешно продолжали его дело, пока императором восточной части Римской империи не стал Валент II, который начал преследовать оракулов, ясновидцев, астрологов и даже философов, если они покровительствовали мистическим искусствам, магии.
В самый разгар гонений оказавшиеся в опасности прорицатели провели тайное совещание, на котором попытались найти ответы на мучившие их вопросы. Поскольку они являлись последователями Ямвлиха, то именно алектриомантия была избрана основным инструментом для пророчеств.
В те времена метод состоял в следующем. На земле чертили большой круг, разделенный на секторы, обозначенные буквами греческого алфавита. На буквы насыпали зерна пшеницы, а в центр круга помещали проголодавшегося белого петуха. Затем прорицатели внимательно следили, как "пророческая" птица, поклевывая зерна, двигалась от одной буквы к другой, передавая таким образом "послание", которое истолковывалось как ответ на вопрос, сформулированный прорицателями. Последние исходили из того, что при отсутствии сверхъестественного или человеческого вмешательства – петух, действуя по собственному "разумению", подойдет к случайно выбранной букве, склюет зерно и продолжит движение по кругу, пока не насытится. Если же он собьется с пути и начнет метаться, передвигаться в разных направлениях внутри круга, будет логичным предположить, что в данном случае действует какая–то внешняя сила.
В истории с императором Валентом II ученые, решившие прибегнуть к алектриомантии, проявили осмотрительность в выборе вопроса. Прорицателей было 24, и, подозревая, что один из них может оказаться шпионом, они не стали выяснять судьбу императора, а лишь спросили, кто сменит Валента II на троне. Самое большее, на что оказался способен петух, – это "сообщить" греческие буквы "тау", "эта", "эпсилон", "омикрон" и "дельта", что соответствовало ТНЕОД. Философы, естественно, приняли решение спокойно доживать свой век, ждать, когда новый правитель, чье имя они предсказали, сменит Валента на троне, и тогда уж добиваться благосклонности у пришедшего к власти императора. События, однако, приобрели трагический оборот. Когда Валент узнал от своих осведомителей о встрече прорицателей, он расценил ее как заговор с целью поднять восстание и посадить кого–нибудь на его место. Чтобы избежать этого, император велел немедленно казнить человека из своего окружения, имя которого содержало буквы ТНЕОД. Им оказался придворный фаворит по имени Феодор (кого, возможно, и собирались склонить на свою сторону философы). Но Валент не остановился на достигнутом. Дабы быть уверенным, что опасность ликвидирована полностью, он решил устранить всех Феодоров, которых смогли найти. Затем он подверг казни и тех несчастных, чьи имена тоже начинались с фатальных букв. Список значительно расширился, поскольку такие имена, как Феодор, Феодосий, были распространены близ Константинополя в 371 году н.э. Прорицатели и философы также подверглись гонениям. Кроме того, было предано огню множество рукописей и книг.
В это время одним из соправителей Римской империи (вместе со своим отцом – Валентинианом I и дядей – Валентом II) был молодой Грациан. Среди его советчиков находился способный военачальник Феодосий. Решив, что именно о Феодосии шла речь в "послании", Валент сфабриковал против него обвинение в измене и убедил помощников племянника убить его в Карфагене, куда тот прибыл после успешной кампании, проведенной в интересах Грациана. Устранив Феодосия, Валент II обрел уверенность в том, что его владычеству больше ничто не угрожает. Спустя несколько лет он атаковал орды вторгшихся вестготов, не подождав Грациана с подкреплением, в котором, как считал Валент, не было необходимости. Валент II был убит в бою, его армия рассеялась и только прибытие Грациана спасло Восточную империю от дальнейших бед. Грациан пришел к выводу, что здесь необходима сильная рука, и в связи с этим вспомнил о сыне Феодосия (носившем то же имя), который был хорошим полководцем, преданно служил империи, не домогаясь личной власти, и который уехал в Испанию (откуда был родом) сразу же после казни отца. Вернув из ссылки молодого Феодосия, Грациан назначил его императором Востока, и тот вошел в историю под именем Феодосия Великого.
Таким образом, предсказание свершилось: Валента II сменил на троне человек, чье имя начиналось с букв ТНЕОД. Валент либо проглядел его, либо сбросил со счетов как неспособного доставить неприятности. Однако император Феодосий не выказал ни благоговейного почтения, ни благодарности тем, кто предрек его восхождение. Он, вероятно, считал их ответственными за жестокую судьбу, которая настигла его знаменитого отца. Феодосий стал подавлять древние формы пророчества даже еще более решительно, чем Валент II.
В более поздние века алектриомантия пережила возрождение наряду с другими древними способами гадания. Со временем в ней самой произошел ряд изменений. Ее современные формы представляют гадания с помощью рулетки, циферблата и анаграмматический метод.
Суть анаграмматического метода гадания очень проста: нужно поочередно открывать случайным образом выпавшие буквы и пытаться сложить из них слово, которое даст ответ на поставленный гадающим вопрос. При этом учитывать буквы рекомендуется в том порядке, в котором они выпадают и не открывать лишние, если из уже открытых букв можно сложить возможное по теме гадания слово. Допустимо, что одних букв среди выпавших может не хватить, другие (лишние) могут быть изъяты, также допускаются любые сокращения. Некоторые комбинации могут рассматриваться как анаграммы, превращающиеся в слова путем перестановки букв.
Примеры гадания. В одном из случаев гадания с использованием букв английского алфавита был задан вопрос: "Кого я должен пригласить на вечеринку?" Из выбранных букв сложился ответ: "L R А О С". Этого было достаточно. Одну из девушек, о которых этот человек думал, звали С А R O L.
Другой пример. Один человек хотел найти нужного ему человека для одного дела и использовал анаграмматический метод, чтобы узнать его имя. Получив набор английских букв Е Н В R Т, он стал думать, шла ли речь о Герберте (Н Е R В Е R Т) или о Хьюберте (Н U В Е R Т), ибо у него было двое друзей с такими именами. Он решил открыть еще одну букву, и выпала "О", но это нисколько не развеяло его сомнений. Следующей буквой была "R", что позволяло отдать предпочтение Герберту, так как буквенный ряд теперь выглядел следующим образом: Е Н В R Т О R. Но буква "О" по–прежнему смущала работодателя, и он счел необходимым вытащить еще одну букву в надежде, что, если выпадет "U", выбор будет в пользу Хьюберта. Однако просмотрев еще раз все буквы, он обнаружил, что, если устранить "Н" и добавить второе "R", получится Роберт (R О В Е R Т) – имя еще одного его приятеля. И вдруг, его осенило – он с удивлением обнаружил, что из имеющихся букв полностью складывается слово В R О Т Н Е R (брат). У этого человека действительно был брат, но он не подумал о нем, потому что искал подходящую кандидатуру среди своих друзей. Он поговорил с ним и выяснил, что того очень даже заинтересовала предлагаемая работа. Результат был положительным. Все остались довольны.
Еще пример. Некий человек предпринял попытку использовать анаграмматический метод накануне скачек и получил такую последовательность: J Е В Р С D N С N I Р А Е R Т М С. Одну из лошадей, выступавших на этих скачках, звали R А Е J Е Т. Бросается в глаза, что 14–я, 12–я, 13–я, а также 1–я, 2–я и 15–я буквы представленной выше последовательности образуют это имя. Казалось бы, будущий чемпион выявлен. Но это было не совсем так. Гадающий продолжал открывать буквы, потому что начальная комбинация J Е входила в имя другой лошади – М А J Е Т I С Р R I N С Е, принимавшей участие в дерби. Выяснилось, что в данной последовательности присутствуют и все остальные буквы этого имени (не хватало лишь еще одной "I"). Вместе с тем В D N Р С были лишними. Таким образом, тринадцать из восемнадцати букв в ряду могли быть использованы для окончательного выбора: М А J Е Т I С Р R I N С Е. И в самом деле, лошадь с этой кличкой выиграла дерби. А R А Е J Е Т, на чье имя приходилось лишь 6 из первых 15 букв, финишировал далеко позади. На финише же М А J Е Т I С Р R I N С Е едва не уступил лошади по кличке А R Т S А N D L E T T E R S. Если Вы задумаетесь, почему это произошло, посмотрите внимательно на последние 7 букв в ряду, и Вы увидите – 4 из них составляют слово А R Т S, указывая на то, что эта лошадь будет среди первых на финише.
Приведенные примеры показывают, что алектриомантия может быть в одинаковой степени и загадочной, и прагматичной. Во многих случаях может выпадать просто нелепый набор символов, в такой ситуации нужно продолжать переворачивать буквенные карты, пока не получится ряд букв, которые позволят Вам как–то истолковать их. Правильным ответом следует считать то слово, в котором имеется наибольшее количество букв, соответствующих реальному лицу (названию, понятию), которое может объективно стать ответом на поставленный вопрос, как это произошло в примере с братом. Однако данное гадание не гарантирует от неудачи. При слишком большом количестве открытых букв и вариантов их комбинации можно пойти и по неверному пути. Лучший способ получить правильный результат – это использовать только реально возможные события и связанные с ним имена, причем, чем меньше их будет, тем лучше. А также задавать вопросы, на которые можно получить односложный ответ "Да" или "Нет": в этом случае, ответом будет последовательность появления всех букв в словах ДА или НЕТ, т.е. те буквы, которые откроются раньше и позволят полностью сложить слово–ответ. В случае гадания с английскими буквами для односложного ответа используется тот же принцип для слов Y E S и N O.
ВАЖНО: Иногда односложный ответ может открываться не в виде слов ДА или НЕТ, а в другой, более определенной смысловой форме: ЖДИ, БУДЕТ, МОЖЕТ (может быть, возможно), ТЫ или ТЕБЯ (зависит от тебя, твоих действий), СКОРО, НЕСКОРО, ЗАВТРА, НЕДЕЛЯ (через неделю), МЕСЯЦ (через месяц), ВРЕМЯ (сейчас определенный ответ дать невозможно, быть может требуется какое–то время для формирования объективных условий, связанных с вопросом), ПОЗДНО (время потеряно) и т.д. Поэтому, если из первых 10–15 открытых букв не складывается четкий ответа ДА или НЕТ, нужно по имеющимся в наличии буквам пытаться найти другие, близкие по смыслу слова–ответы.
Вопросы явно нереального характера или со слишком большим набором возможных ответов задавать не стоит (бессмысленно).
Пример гадания с односложным ответом: на заданный вопрос выпадает последовательность русских букв ДРНИТКЕ. От слова "Да" открыта только одна буква, от слова "Нет" – уже все 3 буквы (стоп гадание!), лишние буквы игнорируются. Ответ на вопрос в этом случае "Нет". Если бы последовательность открытых букв выглядела, как ДРНИТКА, ответ был бы положительным, "Да" (слово "Да" уже открыто полностью, в слове "Нет" не хватает одной буквы). А если бы последовательность открытых букв выглядела, как ДРНИТОКА (добавилось "О"), то несмотря на наличие сформированного слова ДА, большинство букв, предшествующих последнему "А", складываются в слово НИКОГДА, не хватает лишь "Г", т.е. ответ имеет все–таки отрицательный смысл.
Алектриомантия может проводиться с помощью белого петуха или черной курицы. В мире существует всего два верных способа такого гадания. Итак, первый вариант выглядит так: на земле писали различные буквы, которые размещали по кругу и раскладывали на них зернышки. Потом выпускали петуха и внимательно наблюдали, к каким буквам он подойдет прежде всего. Второй способ немного легче: петуха просто держали на руках и вслух называли различные буквы, важно было, на какую из них петух отреагирует голосом.
Что касается Руси, то этот метод гадания был также хорошо известен. К примеру, с помощью алектриомантии определяли вора, называя при этом петуху имена всех подозреваемых.
В более поздние времена алектриомантия пережила свое второе рождение. Со временем в самой технике этого способа гадания произошел ряд изменений. И современные формы алектриомантии представляют собой гадания при помощи рулетки и циферблата.
Рулетка и циферблат
В этом виде гадания применяется миниатюрное колесо рулетки, в котором имеется 38 секций с непоследовательно расположенными цифрами от 1 до 36 и двумя знаками 0 и 00, размещенными друг против друга. Ячейки с цифрами содержат также буквы алфавита, в соответствии с указанной ниже схемой (букв в ячейках может и не быть, главное знать, какой букве соответствует цифра).
Методика гадания следующая. Прежде всего, задайся вопросом, но желательно таким, на котором можно было бы ответить одним словом, например: "Как зовут этого человека? Откуда он? Чем занимается?" Затем раскрути рулетку, брось маленький шарик на вращающееся колесо и заметь секцию, где он окажется, когда рулетка остановится.
Производите эту процедуру до тех пор, пока не получите требуемого ответа – то есть, пока из совокупности полученных символов не станет возможным сформировать слово или фразу, определяющую результат гадания. Не обращайте внимания на знаки или цифры, если на вопрос нельзя ответить ни положительно, ни отрицательно или если ответ выражается не цифрами. То есть, если ожидаемый ответ должен состоять из слов, – записывай буквы, а если из цифр, – цифры.
В качестве примера можно привести случай с человеком, который собирался пойти на скачки, где должно было состояться десять заездов. Он уже выделил несколько возможных победителей, однако ни в одном из них не был до конца уверен и счел за лучшее поставить свои скудные средства на один заезд, – но на какой? Этот вопрос мучил его, и он решил попытать счастье на рулетке. Ответ пришел незамедлительно. С первой же попытки шарик попал на двойной ноль (00), что означало решительное и категоричное "нет". Он воспринял это как совет не делать ставок вообще, и, как выяснилось, поступил мудро. Ни одна из лошадей, на которые он собирался ставить, не оказалась в числе призеров.
Гадая с помощью рулетки, можно столкнуться с непреодолимыми трудностями. Комбинация букв типа ПВИЧРШСС поставила бы в тупик всех. Если происходит нечто подобное, желательно начать все сначала, пытаясь лучше сконцентрироваться на вопросе.
Один человек, например, спросил: "Что мне делать?" Когда ему выпало: "В Y О О G", он понял, что не сосредоточился должным образом на вопросе, и начал размышлять о том, чем конкретно ему заняться, – взяться ли за работу, позвонить брокеру, отремонтировать машину и т. п. Он предпринял новую попытку, и в первые же два оборота шарик остановился на буквах Т и V. Поскольку это означало "Телевидение", он включил телевизор и, к своему удивлению, из специального выпуска новостей узнал о важных перестановках в правительстве одной страны. Он едва успел позвонить брокеру, велев продать часть акций, как разразилась паника на бирже.
Вместо рулетки Вы можете использовать простой циферблат, изображенный на листе плотного картона, расположив буквы алфавита по кругу.
Из этого же картона вырежьте заостренную на одном конце тонкую полоску, которая будет служить стрелкой. Протяните кусок проволоки длиной в 1–2 см через центр циферблата и через стрелку, так чтобы она могла свободно вращаться по циферблату. Приведите в движение стрелу и запишите буквы, на которые она укажет, – как и при гадании на рулетке. Правда, здесь весь процесс займет меньше времени, поскольку вращение картонной стрелки менее продолжительно, чем колеса рулетки.
Говоря о методике предсказаний на циферблате, следует отметить, что в ряде случаев можно добавлять или убирать отдельные буквы, если это позволяет достичь требуемого результата.
Одному человеку выпали буквы "Z L В I N В F D", и он решил было отказаться от попыток понять ответ, ибо комбинация не имела никакого смысла. Тем не менее, разбив ее на части, он получил "ZLB IN BFD". Он не знал никого с такими инициалами, но вспомнил, что рядом находится Bedford (Бедфорд) и, следовательно, буквы BFD могли указывать на этот город. Но кто такой ZLB? Он отбросил буквы Z и попробовал отгадать, что могло означать LB. Перебрав много слов, начинающихся на "L" и имеющих "В" в своем составе, он остановился на "LIBRARY" (библиотека).
Эта догадка пришла ему на ум, потому что недавно он искал необходимую ему книгу в местной библиотеке, но ее не оказалось. Он решил поехать в Бедфорд и поискать книгу там, хотя библиотека в том городе была намного меньше. К своему удивлению, в Бедфордской библиотеке он действительно обнаружил книгу, которую искал. Он так и не выяснил, что означала буква "Z", но с тех пор верит в алектриомантию.
Анаграмматический метод
Точнее было бы назвать этот метод предсказаний "анаграммалектриомантия", но более короткое название предпочтительнее, да и понятнее. Как бы то ни было, все сводится к одному и тому же – при любом методе складывания букв следует учитывать закон больших чисел. К сожалению, нельзя рассчитывать на то, что судьба окажется благосклонной к Вам, если приходится добавлять несколько гласных, чтобы выразить простую мысль. Тем не менее лучше предоставить именно судьбе или закону больших чисел – во что бы Вы ни верили, хотя многие считают, что это одно и то же, – возможность полностью воспроизвести слово.
С этой целью мы приводим таблицу "частотности букв", которая, вероятно, была совершенно незнакома в древности, но широко известна в современном мире. Для предсказаний необходим набор анаграммных карт или фишек домино (с буквами на них), которые изготавливаются в различных количествах и размерах (цифры указывают количество букв).
Этот набор состоит из двухсот элементов, которые могут быть также выполнены из бумаги или картона.
Следует положить карты или фишки домино значками вниз, затем перемешать их и вытаскивать по одной, переворачивая значком вверх и складывая их в одно слово в том порядке, в котором Вы их вынимали. Как правило, учитывается, что одних букв может не хватить, другие могут быть изъяты; допускаются любые сокращения. Некоторые комбинации могут рассматриваться как анаграммы, превращающиеся в слова путем перестановки букв.